Апологеты Раннехристианские

АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ, христианские писатели 2-5 века, выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.

Задача апологетов раннехристианских состояла в том, чтобы продемонстрировать греко-римскому миру приемлемость христианства с гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и других сторон. В эпоху гонений на христианство в Римской империи апологеты раннехристианские давали ответ обвиняющим христианскую церковь в том, что она является угрозой государству. Апологеты раннехристианские доказывали абсурдность и безнравственность античного политеизма и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Отмечая параллели между грекоримской философией и христианской мыслью, многие апологеты  раннехристианские  представляли философию как предшественницу христианства. Апологеты  раннехристианские  опровергали обвинения в различных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимых на христиан.

Деятельность апологетов  раннехристианских  отчасти была подготовлена эллинистическим иудаизмом (Филон Александрийский, Иосиф Флавий). Апологетическая тематика присутствует в Новом Завете (смотри, например, Деян. 14:15-17; 17:22-31; Римской 1:18-32) и в творениях мужей апостольских. Наиболее древними из греческих апологетов  раннехристианских  считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христианской веры к императору Адриану (117-138). Самый известный из греческих апологетов  раннехристианских  2 века - святой Иустин Философ, автор двух «Апологий» (около 150 и 161) и «Диалога с Трифоном Иудеем» (около 135). В эпоху императора Марка Аврелия с апологиями выступали также Аполлинарий Иерапольский, Мильтиад и Татиан, ученик святого Иустина, написавший «Речь против эллинов» (после 165), в которой подверг резкой критике всю нехристианскую культуру. Проблема взаимоотношений церкви и государства на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита святителем Мелитоном Сардийским в «Апологии» (около 170, сохранилась в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Афинагору Афинскому принадлежит «Прошение о христианах» (около 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать неразумность преследования христиан. В правление императора Коммода (180-192) святой Аполлоний произнёс апологетическую речь, сохранившуюся в его мученических актах. Наиболее значительным обобщающим произведением раннехристианской греческой апологетики является сочинение Оригена «Против Цельса» (середина 3 века).

В ответ на появление в 260 году 15 книг «Против христиан» неоплатоника Порфирия был написан труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 книгах (312-322); ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311-313). После официального признания христианства апологетические сочинения появились в правление императора Юлиана Отступника - против него пишут святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский. Завершает древнецерковную греческую апологетическию литературу сочинение «Врачевание эллинских недугов» блаженного Феодорита Кирского (1-я половина 5 века).

Латинские апологеты  раннехристианские  появляются в конце 2 века. Их список открывают римский адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» и Тертуллиан сочинением «К язычникам» в 2 книгах (197). Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (около 197 года), в котором утверждается, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17:6). Эту тему продолжает трактат «О свидетельстве души» (197). Из других апологетических сочинений Тертуллиана выделяется послание «К Скапуле» (212). В середине 3 века святой Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов». В «Книге к Деметриану» (около 252), обвинявшему христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, святой Киприан утверждает, что гнев Божий вызывают идолослужение и в особенности гонения против христиан.

Среди поздних латинских апологетов  раннехристианских  выделяются Арнобий, автор 7 книг «Против язычников» (конец 3 - начало 4 века), и Лактанций, ученик Арнобия, создатель апологии «Божественные установления» в 7 книгах (304-313). Апологетические темы развиваются в трактатах Лактанция «О гневе Божием» (около 303) и «О смертях преследователей» (около 314), а также в сочинении «Об ошибочности языческих верований» Фирмика Матерна (346-348), «История против язычников» Павла Орозия (417-418), «О граде Божием» блаженного Августина (413-426).

Деятельность апологетов  раннехристианских  подготовила эволюцию сознания греко-римского общества в сторону принятия христианской религии. Апологеты  раннехристианские  выступили во всеоружии современной религиозной и философской систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (например, учение стоиков о Логосе) для обоснования христианской веры. Будучи во многих вопросах первопроходцами, апологеты  раннехристианские  проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христианского богословия.

Соч.: Corpus Apologetorum Christianorum saeculi secundi/Ed. J. Ch. Th. von Otto. Jena, 1857-1881; Wiesbaden, 1969. Т. 1-9; Die Altesten Apologeten/Hrsg. v. Е. J. Goodspeed. Gott., 1914; Раннехристианские отцы церкви: Мужи апостольские и апологеты: Антология. Брюссель, 1978; Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999; Раннехристианские апологеты II- IV веков. Переводы и исследования. М., 2000.

Лит.: Joly R. Christianisme et philosophie: Etudes sur Justin et les Apologistes grecs du deuxieme siecle. Brux., 1973; Timothy Н. The early Christian apologists and Greek philosophy. Assen, 1973; Quasten J. Patrology. Utrecht; Antw., 1975. Vol. 1; Grant R.М. Greek apologists of the second century. Phil., 1988; Сидоров А. И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. М., 1996; Киприан (Керн), архимандрит Патрология. Париж, 1996. Т. 1; Вдовиченко А. В. Христианская апология // Раннехристианские апологеты II- IV веков. М., 2000; Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. М., 2001. Т. 3; Сагарда Н. И. Лекции по патрологии. I -IV века. М., 2004.

М. В. Никифоров.

Связанные статьи

Следующая:
Апомиксис
Предыдущая:
Апологетика