Ар Деко

АР ДЕКОАР ДЕКО (art deco, сокращенно от французского art décoratif - декоративное искусство), стилевое направление в архитектуре, изобразительном искусстве и дизайне 1920-30-х годов. Получило название от Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже (1925). Основные центры - Франция и США, за пределами которых ар деко также получило широкое распространение (например, в застройке новозеландского города-курорта Нейпира после землетрясения 1931 года). Складывалось с 1910-х годов на основе стиля модерн, восприняв элементы кубизма, экспрессионизма, футуризма, сплетавшиеся с восточными, африканскими и другими экзотическими мотивами. На формирование ар деко заметно повлияли работы художественно-производственного объединения «Венские мастерские» (основано в 1903) и декораторов дягилевской антрепризы (Л. С. Бакста и др.). Значительную роль сыграли сенсационные находки древнеегипетского искусства (в Амарне, гробницы Тутанхамона, 1922) и памятников цивилизаций «доколумбовой» Америки.

Реклама

Занимая позицию «искусства для жизни», ар деко ориентировалось на создание предметов роскоши и комфорта (мебель Л. Сю и А. Мара, Э. Ж. Рюльманна, стекло Р. Лалика, модели одежды П. Пуаре, популяризировавшиеся в изданиях, в том числе с рисунками Р. Дюфи, который выполнял также эскизы тканей; сценические костюмы Эрте, ювелирные изделия Ж. Пюифорка, статуэтки Д. Шипарюса, Ф. Прейсса), в другом варианте - на произведения монументальных форм с включением различных видов скульптурных, живописных (витражи, настенные панно) и отделочных работ (так называемый Дворец Токио - Музей современного искусства в Париже, архитекторы А. Обер, Ж. Дондель и др., 1937). В отличие от унифицированности дизайнерского почерка авангардизма, ар деко тяготело к индивидуальным авторским образцам стиля (интерьеры Элиеля Сааринена, постройки и работы в кино Р. Малле-Стевенса, фарфор Дж. Понти). Наиболее характерные формы - обобщённо-геометризированные, гранёные, кристаллообразные, фонтаноподобные, в виде зиккурата, а также формы упрощённой классики. Среди орнаментальных мотивов - зигзаг, восход солнца (использовался в широком ассортименте изделий: от женских туфель до решётки радиатора), тропическая листва. Большой популярностью пользовались женские образы: чувственные, экстравагантные, иногда - в виде атлетической фигуры. В 1930-е годы особую стилистическую ветвь ар деко составили художественные объекты так называемых обтекаемых форм (в том числе массового производства: авторучки, холодильники и др.), как у спроектированных по законам аэродинамики моделей автомобилей и локомотивов.

Ар декоАр деко было представлено изделиями модных домов (Шанель, Картье), рекламой, промышленной и журнальной графикой (афиши Кассандра), а также проявилось в оформлении Международных выставок (Париж, 1937; Нью-Йорк и Сан-Франциско, 1939), интерьеров фешенебельных отелей (в том числе сети отелей Риц), кинотеатров, клубов, салонов океанских лайнеров («Орион», «Нормандия», оба 1935). В США отождествляется со «стилем небоскрёбов» (наиболее значительные образцы в Нью-Йорке - Крайслер-билдинг, 1928-30, архитектор У. Ван Ален; Эмпайр-стейт-билдинг, 1930, архитектурная фирма «Шрив, Лам энд Хармон»; комплекс Рокфеллер-центра, 1931-40, архитектор Р. Худ).

В станковых видах искусства близость к ар деко в основном определялась традициями символизма (графика Р. Кента, скульптура П. Мэншипа, живопись Т. Лемпицкой) и отчасти - переходом от формальных экспериментов авангардизма к модернизированной версии неоклассицизма (в том числе в картинах Дж. Северини).

Влияние ар деко сказывалось до 1950—1960-х годов. Аналогии с ним прослеживаются в творчестве ряда отечественных мастеров (К. С. Мельникова, Б. М. Иофана, А. В. Щусева, В. И. Мухиной, В. А. Фаворского и др.), а также в общих тенденциях послевоенного строительства, пресечённых кампанией против «украшательства» (1954—55).

Лит.: Encyclopédie des arts décoratifs et in­dustriels modernes au XXe siècle: En 12 vol. P., 1932. N. Y.; L., 1977; Robinson C., Bletter R. H. Skyscraper style: Art Deco, New York. N. Y., 1975; Cabanne P. Encyclopédie art dé­co. P., 1986; Art Deco 1910-1939 / Ed. T. Benton e. a. L., 2003.

А.Н.Шукурова.