Арчимбольдо Джузеппе

АРЧИМБОЛЬДОАРЧИМБОЛЬДО (Arcimboldo) Джузеппе [около 1527, Милан (?) - 11.7.1593, там же], итальянский живописец. Учился у отца, Бьяджи Арчимбольдо, вместе с которым работал в качестве художника по стеклу в Миланском соборе (1549-58). По картонам Арчимбольдо (1558) исполнены шпалеры с маньеристическим орнаментом для собора в Комо. В 1562 году приглашён в Прагу императором Фердинандом I; позднее пользовался покровительством императоров Максимилиана II и Рудольфа II (придворный художник до 1587 года; в 1591 году получил титул графа Палатинского). Был куратором императорской кунсткамеры и организатором придворных празднеств (их эскизы составляют основную часть его графического наследия - галерея Уффици во Флоренции и другие собрания); занимался проблемами образного согласования музыки и цвета. Однако наиболее известен как автор картин, принадлежащих к числу самых причудливых произведений маньеризма, - прежде всего так называемых фантастических голов, пёстрых по колориту погрудных «портретов», скомпонованных из тщательно выписанных растений, плодов, цветов, минералов и других природных изделий (реже рукотворных, например книг) (смотри Анаморфоза). В основном это аллегорические персонификации времён года или природных стихий (Художественно-исторический музей, Вена; Лувр; Париж; Дрезденская галерея и другие собрания); лишь одна из «голов» является собственно портретом («Рудольф II в образе Вертумна», около 1591 года, замок Скоклостер, близ Уппсалы, Швеция). Писал также гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и плеч. Арчимбольдо был заново открыт сюрреалистами в 20 веке.

Лит.: Kaufman Т. DaCosta. The mastery of nature: aspects of art, science and humanism in the Renaissance. Princeton, 1993; Арчимбольдо / Текст Р. Барта, А. Б. Оливы. [Парма], 1997; Арчимбольдо. СПб., 1998; Арчимбольдо. Весна. М., [2002].

М. Н. Соколов.