Аргентинцы
АРГЕНТИНЦЫ (самоназвание - argentinos), народ, основное население Аргентины. Численность 32,3 миллиона человек (2005 год, оценка). Говорят на аргентинском варианте испанского языка. Верующие в основном католики; есть также протестанты, мусульмане, иудеи и др.
В культуре индейцев, населявших Аргентину до испанского завоевания, выделяется несколько локальных хозяйственных типов («культурных областей»): 1) наиболее многочисленные народы предгорья и равнин подножия Анд, создавшие под влиянием кечуа археологическую культуру Диагита: ирригационное земледелие (кукуруза, бобовые, картофель), разведение ламы, ткачество, строительство крепостей и др. (кальчаки, пуларе и др.); 2) индейцы Чако, занимавшиеся охотой и собирательством (группы тоба, матако, тупи, араваки); 3) народы междуречья Параны и Уругвая и дельты Ла-Платы, занимавшиеся нодсечно-огневым земледелием (гуарани, чарруа, керанди); 4) индейцы пампы и Патагонии (к югу от реки Рио-Колорадо), занимавшиеся охотой на страусов и гуанако (теуэльче, с 18 века - арауканы); 5) она и яганы на острове Огненная Земля, относимые к группе огнеземельцев.
Реклама
В ходе испанского завоевания Аргентины образовался слой испано-индейских метисов - в основном ремесленников, мелких торговцев и служащих в городах. В результате ввоза африканских рабов (17- 18 века) в Аргентине появляются негры и мулаты. Сильное влияние на культурный облик аргентинцев оказала особая метисная группа охотников и пастухов гаучо, сформировавшаяся к концу 18 века с распространением лошади и развитием скотоводства в пампе. Привилегированную верхушку аргентинского общества составляли выходцы из метрополии, что вызывало недовольство со стороны крепнущей численно и экономически группы местных уроженцев - белых потомков испанских завоевателей, креолов, живших в основном в прибрежной области. В начале 19 века они возглавили борьбу за независимость Аргентины. Креолы-горожане стали ядром формирующейся аргентинской общности. В последней трети 19-начала 20 веков в состав аргентинцев влился массовый поток иммигрантов из Европы (в основном из Испании и Италии) - гринго. Этот слой населения сосредоточивался главным образом в прибрежных областях с центром в Буэнос-Айресе. Иммиграция стимулировалась политикой правительства, стремившегося к колонизации пампы с помощью европейцев. В результате серии военных экспедиций 1870-80-х годов индейское население пампы было истреблено или вытеснено в горы. Гаучо утратили свою культурную обособленность, влившись в городское и сельское население Аргентины.
В 1914 году выходцы из Европы составили 30% аргентинцев, а в Буэнос-Айресе взрослое население на 3/4 состояло из иностранцев. Иммигрантские общины создавали свои организации, выходили издания, велось начальное образование на родном языке и тому подобное. Результатом смешения иммигрантского и местного влияния стали отличительные черты аргентинской культуры: аргентинское танго, многие особенности национальный кухни, испано-итальянский жаргон коколиче и др. Позже иммиграция резко уменьшилась, основное значение в ней приобрели выходцы из соседних латиноамериканских стран. Индустриальный подъём в годы 2-й мировой войны и после неё вызвал массовый приток населения из сельской зоны в города (в основном в Буэнос-Айрес), что привело к частичному стиранию культурных различий между цветным населением - провинциалами (кабеситас неграс, буквально - черноголовые) и потомственными жителями столицы (портеньос). Это смешанное общество «коренных» аргентинцев ныне называют креолами в противоположность иммигрантам (минории). Отдельные этнические группы (этнии) образуют индейцы (впервые включённые в общую перепись 2001 года), сосредоточенные в основном в Чако, предгорьях Анд на границе с Чили и Боливией и в Патагонии. Во внутренних областях страны с креольско-метисным населением выделяется несколько этнографических областей, различающихся диалектами и кустарными промыслами. Так, на северо-западе развиты узорное ткачество (ткани, ковры, одеяла), выделка кожи (конское снаряжение, ножны, сумки и др.), на северо-востоке (в Чако) - изготовление полихромной керамики зооморфной формы (под андийским влиянием), плетение сомбреро (в провинции Формоса), мелкая культовая пластика из дерева, керамики, кости, соломы (Корриентес); на юге, в зоне Кордильер, ткачество испытало влияние арауканов Чили (пончо, покрывала, сумки, пояса); в пампе сохраняются ремесленные (обработка кожи для конской упряжи, металла и кости) и фольклорные традиции гаучо.
Лит.: Шейнбаум Л.С. Аргентинский этнос: Этапы формирования и развития. М., 1984.
Л. С. Шейнбаум.