Ария

АРИЯ (итальянский aria, от греческого ??ρα, винительный падеж слова ??ρ - воздух, атмосфера),

1) вокальная композиция в опере, оратории или кантате, с середины 19 века и в оперетте; реже - самостоятельное произведение. Исполняется певцом-солистом в сопровождении оркестра. К середине 17 века (венецианская школа, К. Монтеверди) наметились характерные для итальянской оперной арии типы мелодики (бельканто, колоратура). Во 2-й половине 17 века кристаллизуется драматургическая функция арии как лирического центра (в отличие от речитатива). У композиторов неаполитанской школы (ария Скарлатти и др.) закрепилась типичная структура - 3-частная ария да капо (da capo) с повторением 1-й части по схеме АВА; реприза богато орнаментировалась певцом, демонстрировавшим блестящее вокальное мастерство. Типы итальянской арии: «бравурная» (aria di bravura), «характерная» (di carattere), «певучая» (cantabile) и др. Французской и немецкой оперной арии конца 17 - 1-й половины 18 века присущи простота структуры, песенность. Форма итальянской арии да кано с участием обязательных («облигатных») концертирующих инструментов (труба, скрипка и др.) нашла претворение в кантатах, пассионах и Мессе h-moll U.С. Баха. Ария, ранее выражавшая типизированные состояния (смотри Аффектов теория), превращается в органический элемент музыкально-драматического действия в реформаторских операх К. В. Глюка. Новые виды арии 18 века: каватина, ария-рондо, концертная ария. Высшие достижения в опере конце 18 века - арии В. А. Моцарта (индивидуализация образов в «комедиях характеров» «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан»). Опера 19 века обогатилась арией-стретто и песенными разновидностями арии (баллада, романс). Наибольшего жанрового разнообразия ария достигла в середине 19 века, главным образом в связи с развитием национальных школ, в том числе русской (оперы М. И. Глинки, А. П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского). С усилением драматургической целостности оперы ария уступает место монологу (у М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева и др.). Смотри также Ариетта, Ариозо.

Реклама

2) Многозначный термин, первоначально объединявший ряд песенно-танцевальных жанров западноевропейской музыки (французский air, буквально - воздух, также наружность, стиль; английский ауге). Известен с 15 века. В 16 веке в Италии арией назывались анонимные песни на народный тексты (aria napoletana), во Франции - строфические песни, с начала 17 века - инструментальные пьесы танцевального или песенного характера (air français). Получили распространение арии для голоса с аккомпанементом лютни или гитары, реже встречаются 4-голосные вокальные арии. Разновидности сольной вокальной арии: «придворная» (air de cour), «серьёзная» (sérieux), «духовная» (spirituel) и др. Близки по жанру многоголосные вокальные пьесы в сборниках английских композиторов Дж. Дауленда («The first book of songs or ayres...», 1597) и Т. Морли («The first booke of ayres...», 1600). М. Ламбер, М. Лабар во Франции расширяли форму арии, включая в неё дополнительные куплеты с вариациями - дубли. Инструментальная ария входила в балеты, балетные интермедии. Под влиянием французской музыки немецкие композиторы 17-18 века включали инструментальные арии в сюиту (ария из оркестровой сюиты D-dur И. С. Баха).

Лит.: Warlock P. The English ауrе. L., 1926; Godefroy J. V. L. Some aspects of the aria // Music and Letters. 1936. Vol. 17. № 3; Ro­binson M.F. The aria in opera seria. 1725-1780 //Proceedings of the Royal Musical Asso­ciation, 88 session. 1961-1962. L., 1962; Pirrotta N. Early opera and aria // New looks at Italian opera. Ithaca, 1968; Döhring S. Formgeschichte der Opernarie vom Ausgang des 18. bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts. Marburg, 1969; Buschmeier G. Die Entwicklung von Arie und Szene in der französischen Oper von Glück bis Spontini. Tutzing, 1991; Anthony J. R. Air and aria added to French opera from the death of Lully to 1720 // Revue de Musicologie. 1991. Vol. 77. № 2; Цыбко E. Ария: от барок­ко к классицизму. Проблемы жанра и фор­мы // МГК им. П. И. Чайковского. Из ди­пломных исследований 1999 г. М., 2002. См. также литературу к статьям Опера, Песня.