Арминианство

АРМИНИАНСТВО, религиозное течение, сформировавшееся в начале 17 века в Нидерландах в рамках нидерландской кальвинистской церкви как реакция на ряд крайних догматов кальвинизма; получило название по имени своего основателя Я. Арминия (Харменсен, Хармане; 1560-1609 годы).

Я. Арминий обучался в университетах Лейдена (1576-82 годы), Базеля и Женевы ( 1582-1586 годы), где познакомился с учением о предопределении (так называемым супралапсарианизмом, от латинского supra lapsum - до грехопадения), сформулированным Т. Безой, возглавившим после смерти Ж. Кальвина Женевскую академию. В основе этого учения лежало утверждение, что Бог предопределил, кто будет спасён, а кто осуждён, ещё до грехопадения прародителей. В работе «Объявление мнений» (1608 год) Арминий сформулировал собственный взгляд на Божественное предопределение, заявив, что оно не безусловно, и что человек является соучастником своего спасения. Эту точку зрения Арминий отстаивал в дискуссиях со своим коллегой по Лейденскому университету Ф. Гомаром (1563-1641 годы), который впоследствии был избран официальным защитником кальвинистского учения на Дордрехтском синоде.

Реклама

В 1610 году последователи Я. Арминия (Гуго Гроций, Симон Епископий и др.) изложили своё учение в так называемой ремонстрации (протесте, от позднелатинского remonstro - заявляю, протестую), направленной Генеральным штатам. Ремонстрация содержала 5 основных положений: Божественное предопределение не безусловно, оно зависит от согласия или отказа человека содействовать Богу через веру в Него; Христос был распят за всех людей, а не только за предызбранных ко спасению, поэтому искупительная жертва Христа действенна для всякого человека, уверовавшего в Него; начало спасения в человеке полагает действие благодати Духа Святого, без которой никто не в силах стремиться к добру; действие этой благодати не является непреодолимым, человек по природе своей способен принять или отвергнуть дар спасающей благодати; действие благодати не является окончательным и неизменным - по вере своей человек может принять её, а по грехам своим он может утратить её и лишиться спасения.

Полемика между арминианами (ремонстрантами) и сторонниками строгого кальвинизма (гомаристами) продолжалась несколько лет. Гомаристы, или «контрремонстранты», - противники арминиан во главе с Ф. Гомаром, в «контр-ремонстрации» (1611 год) отстаивали догматы ортодоксального кальвинизма. Борьба арминиан и гомаристов отражала противостояние между купеческой олигархией, стремившейся к политическому господству за счёт ослабления власти статхаудера, с одной стороны, и средней и мелкой буржуазией, городскими низами, заинтересованными в централизации государственной власти, - с другой. Гомаристов поддержал статхаудер Мориц Нассауский.

В 1618 году был созван Дордрехтский (Дортский) синод (1618-19 годы), на котором последователи Я. Арминия были официально осуждены как еретики. Им был предоставлен выбор - покаяние или изгнание. В Нидерландах преследования арминиан закончились во 2-й половине 1620-х годов; в 1630 году в Амстердаме открылась первая арминианская церковь, в 1632 году - академия. Официальное признание арминианская (ремонстрантская) церковь получила в 1795 году. В начале 21 века в Нидерландах действует национальная церковь «Братство ремонстрантов» («Remonstrantse Broederschap»), насчитывающая около 8000 членов в 46 общинах.

Лит.: Arminias J. Opera theologica. Leiden, 1629; McCulloh G. О. Man’s faith and freedom: the theological influence of J. Arminius. N. Y., 1962; Bangs С. Arminius: а study in the Dutch Reformation. 2nd ed. Grand Rapids, 1985; Dekker Е. Rejker dan Midas: vrijheid, genade en predestinatie in de theologie van J. Arminius. Zoetermeer, 1993.          

И. Р. Л.