Выбор

ВЫБОР, принятие решения о реализации одной из имеющихся альтернатив. В истории религиозной и философской мысли многократно обсуждался вопрос о том, существует ли у человека возможность совершать свободный, не детерминированный извне выбор или же его действия предрешены Божественным провидением, судьбой либо совокупностью естественных законов и причин (смотри Свобода воли).

В этике выбор рассматривался в контексте проблемы разрешения нравственных конфликтов и связанной с этим борьбы мотивов. Предметом рассмотрения являлся преимущественно осознанный выбор при ясном понимании имеющихся альтернатив, прежде всего с точки зрения оправданности или правильности выбор и критериев этой оправданности.

В общей психологии выбор рассматривается как одна из фаз процесса принятия решений. Изучаются условия, способствующие или препятствующие принятию оптимальной стратегии выбора.

В общественных науках изучение выбора связано преимущественно с проблематикой политического и потребительского поведения. В социальной психологии проблема выбора ставится как проблема факторов, обусловливающих выбор того или иного товара или кандидата. Социально-психологические модели выбора описывают динамику социальных установок (отношений к различным объектам), трансформацию мнений в убеждения и готовность к практическим действиям по осуществлению сделанного выбора. В экономике любое поведение рассматривается как выбор одной из имеющихся альтернатив. Неоклассическая теория изучает условия оптимального выбора для человека с неограниченным интеллектом и полной информацией (смотри Рационального выбора теории), экспериментальная экономика - выбор реальных людей в условиях неполной информированности.

В психологии личности выбор рассматривается как личностная готовность принятия на себя ответственности за последствия своих решений. Предвидеть все последствия выбора невозможно, поэтому выбор всегда сопряжён с риском и тревогой. Бегство от выбора свидетельствует о личностной незрелости или невротических нарушениях. Способность и готовность нести бремя выбора присущи зрелой, развитой, автономной личности.

Если в простейших ситуациях выбора заданы и альтернативы, и критерии для их сравнения, то в более сложных ситуациях («экзистенциальный выбор») субъект сам определяет альтернативы и критерии предпочтения. Экспериментальные исследования и клинический опыт свидетельствуют о правомерности рассмотрения выбора, особенно в его высших формах, как особого рода внутренней деятельности, имеющей свою мотивацию, инструментальные средства и динамику формирования. Большую роль в процессе выбора играет сознание, от активности которого зависит возможность обнаружить альтернативные способы и варианты действия. Однако ключевым звеном выбора является не поиск, анализ и сравнение альтернатив, а внутреннее принятие ответственности за реализацию одной из них.

Лит.: Tuck М. Essential psychology. How do we choose? L., 1976; Бакштановский В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983; Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984; Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988; Леонтьев Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1; Шварц Б. Парадокс выбора. М., 2005.

Д. А. Леонтьев.

Связанные статьи

Предыдущая:
Вщиж