Армяне
АРМЯНЕ (самоназвание - хай), народ, основное население Армении. Численность в Армении 3,1 миллиона человек (2001 год, перепись).
Живут также в Азербайджане (Нагорный Карабах - 145,3 тысяч человек, 2004 год, оценка Государственного управления статистики Нагорного Карабаха), Грузии (249 тысяч человек, 2002 год, перепись; главным образом в Джавахети, Абхазии, городе Тбилиси), Иране (150 тысяч человек), Турции (80 тысяч человек), Сирии (100 тысяч человек), Ливане (130 тысяч человек), Узбекистане (60 тысяч человек), России (1,13 миллиона человек – 2002 год, перепись), Украине (100 тысяч человек – 2001 год, перепись), Польше (100 тысяч человек), Франции (450 тысяч человек), США (в основном в Калифорнии - 1 миллион человек), Аргентине (130 тысяч человек), Австралии (45 тысяч человек) и др. - в основном в городах. Общая численность свыше 8 миллионов человек (1999 год, оценка). Говорят на армянском языке, часть - на русском, английском, грузинском, турецком и других языках стран проживания. Верующие в основном принадлежат к Армянской апостольской церкви, около 150 тысяч человек - армяно-католики (франги), католики латинского обряда, есть также протестанты, православные; особую группу составляют армяне, обращённые в ислам и утратившие армянское самосознание (хемшилы).
Реклама
Начало сближения этнических общностей Армянского нагорья относится к 4-3-му тысячелетиям до нашей эры. Область на западе Армянского нагорья упоминается в хеттских надписях 16-15 веков до нашей эры как Арматана, 14-13 веков - как Хайаса (отсюда - самоназвание армян), позднее она называлась Малой Арменией. С предками армян, по-видимому, связано ассирийское название уруме (народ, захвативший в 12 веке до нашей эры область Шубрия к юго-западу от озера Ван и создавший вместе с хурритским населением союз Арме-Шубрия). В греческих источниках появились названия аримы, армены. В 8 веке до нашей эры Арме-Шубрия была присоединена к Урарту, в рамках которого происходило окончательное сложение армян. В последующем армяне широко расселились по Армянскому нагорью, создавая временами крупные государства (Великая Армения, Анийское царство, Киликийское армянское царство и др.). Беспрерывные завоевания (персы, римляне, парфяне, арабы, тюрки-сельджуки, монголы и др.), сопровождавшиеся этническими и религиозными преследованиями, вызывали массовую эмиграцию армян. Армянские колонии образовались в Сирии, Египте, Византии, городах Древней Руси, Золотой Орды, Центральной Европы, в Крыму (в основном в 11-14 веках; в 1914 году крымские армяне насчитывали 15 тысяч человек; 11 тысяч их в 1944 году было выселено в Среднюю Азию и Казахстан; в 1989 году армянская община в Крыму насчитывала около 2,8 тысяч человек), в Иране, Индии, Центральной и Юго-Восточной Азии и др.
В России армяне жили в Москве (развитию московской колонии армян с 18 века способствовала деятельность выходцев из Ирана Лазаревых, создавших, в частности, Лазаревский институт восточных языков), в Санкт-Петербурге, низовьях Дона [12,6 тысяч армян было переселено сюда из Крыма указом Екатерины II (1778 год), образовав город Нор-Нахичеван - ныне в черте города Ростов-на-Дону; в 1926-65-е годы здесь существовал армянский национальный Мясниковский район], на Северном Кавказе [включая черкесогаев, или так называемых черкесских (горских) армян], в Астрахани и др. После присоединения территории Восточной Армении к Российской империи (1801-28 годы) на протяжении 19-начала 20 веков происходила массовая иммиграция армян в Россию (смотри, например, Амшенцы). До 1-й мировой войны большая часть армян (около 4 миллионов человек) жила на территории исторической Армении: около 1,5 миллиона человек - в России и 2,5 миллиона человек - в Турции. В результате геноцида армян в Османской империи (1894-96 годы и особенно 1915-23 годы, когда погибло свыше 1,5 миллиона и было выселено в Месопотамию свыше 600 тысяч армян) Западная Армения почти лишилась армянского населения, обширная армянская диаспора (спюрк) образовалась в странах Европы и Америки.
Традиционная культура типична для народов Кавказа и Передней Азии. Основные занятия - земледелие, отгонное скотоводство. Развиты ткачество (шерсть, шёлк), вышивка, изготовление ковров, узорных поясов, керамики (в том числе карасов - больших сосудов для хранения продуктов), обработка меди, серебра (чеканка, филигрань, чернь), резьба по камню (в том числе стел-хачкаров). В городах существовали ремесленные цехи (амкар).
Основной тип традиционного жилища (глхатун) - наземная или полуподземная квадратная в плане постройка без окон, с каменными стенами и деревянным перекрытием ложным сводом, опиравшимся на столбы, земляной крышей, очагом и светодымовым отверстием в центре. В долинах строили глинобитные дома с плоской крышей. Для жилища западных армян характерны парадные комнаты (гоми-ода) для приёма гостей, мужских собраний и др., примыкающие к хлеву, с каменно-земляными нарами по сторонам и камином-бухари в торцовой стене.
Традиционная мужская одежда (рисунок): рубаха (шапик), шаровары (на востоке - шалвар, на западе - вартик), у восточных армян - архалук (армянский архалух), кафтан типа черкески (чуха), наборный пояс, у западных - короткий жилет (елак) с расшитой спереди и на рукавах рубахой, короткая куртка без застёжек (бачкон); женская: длинная рубаха с клиньями по бокам (халав), у восточных армян - красная, у западных - белая; штаны (похан), расшитые внизу тесьмой и золотыми нитями; на востоке - длинный архалук с разрезами по бокам (хлыг, габа, ерек пешкани) и платье с разрезом спереди (минтана), на западе - платье с боковыми разрезами (антари, зпун) и поверх него - без разрезов (джуппа, хрха, хатифа, путали), расшитый плетёной тесьмой передник (гогноц) с тканым или вязаным пояском (на нём часто вышивали благопожелательные изречения), большое количество украшений. Женский головной убор состоял из твёрдой шапочки (на востоке) или (на западе) высокого обода (котик, вард), расшитых спереди тесьмой, бархатом, жемчугом, вышивкой, кружевом и т.п., с налобником из золотых и серебряных монет, подвесками из жемчуга, кораллов, серебряных бус на висках, поверх которых повязывались (на востоке - в несколько слоёв) белые платки. Девушки носили на востоке - платки, на западе - войлочные шапочки типа фески (ктак), заплетали косички (до 40), которые удлиняли шерстяными нитями и украшали кистями и серебряными шариками. Мужчины и женщины носили узорные носки, туфли с загнутыми носами, на востоке - обувь типа постолов.
Характерны мучная (тонкий хлеб лаваш, выпекаемый в печи типа тандыра - тонире, лапша-аршта и др.), молочная (кисломолочные продукты мацун, тан, сыры и др.), мясная (голубцы-толма, шашлык-хоровац и др.), овощная (блюдо из фасоли - лоби и др.) кухня.
Сохраняются традиции большой патриархальной семьи (гердастана). Основной праздник - Новый год — отмечался в древности на весеннее равноденствие (Барекендан, Масленица), с середины 5 века до нашей эры - осенью (Навасард), с принятием христианства - 6 января (Аманор - на востоке, Каланд - от латинского calendae - на западе). 14 февраля (на Сретение) отмечают праздник, связанный с культом огня (Дерендез), в весенне-летний период - праздники Царзардар (Вербное воскресенье) и Амбарцум (Вознесение), в июле (на Преображение) – праздник середины лета, связанный с культом воды (Вардавар), в сентябре - праздник Воздвижения (Хачверац, или Сурб Хач) - основной поминальный день. Праздники и семейные ритуалы сопровождаются жертвоприношениями (матах), обрядами плодородия и др.
Устная традиция включает эпос («Давид Сасунский»), сказания, сказки. Существовали разновидности кукольного театра, театра теней. Традиционная музыка (народная и профессиональная) одноголосна. Трудовые песни – мужские земледельческие (песни пахарей оровелы, посевные, молотильные, сбора урожая, аробные) и женские, связанные с домашними работами и земледелием (песни толчения зерна, сбивания масла, сбора винограда, шерстобитные, прядильные, ткацкие). Календарные песни: колядки, масленичные, приуроченные к Вознесению песни джан-гюлюм, заклинания против засухи, дождя. Семейно-обрядовые: родильные, врачевательные, свадебные (песни обручения, одевания невесты, величальные жениху и невесте, плачи невесты), похоронные причитания. Семейно-бытовые: колыбельные, детские игровые. Лирические: песни любовного ухаживания, песни о безнадёжной любви, песни странников антуни, песни о природе. Распространены исторические песни, поэтическое содержание которых - оплакивание судьбы армянского народа. Сохранилось также устное профессиональное искусство певцов-сказителей - гусанов и ашугов.
Большая часть струнных инструментов связана с профессиональной традицией. До настоящего времени используются лютни с длинной шейкой саз и тар, лютня с короткой шейкой уд, цитра канон, смычковые - кеманча, кямани, цимбалы сантур. Среди других инструментов - пастушеские флейты сринг, блул, тутак; волынка паракапзук; язычковые дудук, зурна; бубен даф, двусторонний барабан дхол, керамические литавры нагара. Древнейшие формы инструментальной музыки - пастушеские наигрыши на духовых. Широко распространены ансамбли зурначей (1-2 зурны, дхол и даф). Существуют ансамбли дудукистов, ансамбли струнных (сазандар). О церковной музыке армян смотри в статье Армянская апостольская церковь.
Лит.: Корганов В. Д. Кавказская музыка. 2-е изд. Тифлис, 1908; Лисициан С. А. Очерки этнографии дореволюционной Армении // Кавказский этнографический сборник. М., 1955. Вып. 1; Атаян Р. А. Армянская народная песня. М., 1965; Тер-Саркисянц А. Е. Армяне: История и этнокультурные традиции. М., 1998. Ä. Е. Тер-Саркисянц.