Арнольфо Ди Камбио
АРНОЛЬФО ДИ КАМБИО (Arnolfo di Cambio) (около 1240 или 1245, Колле-ди-Валь-д’Эльза, близ Сиены - 8.3. между 1302 и 1310, Флоренция), итальянский скульптор и архитектор. Был помощником и, вероятно, учеником Н. Пизано при создании гробницы (саркофага) святого Доминика в церкви Сан-Доменико в Болонье (1265-67 годы) и кафедры для Сиенского собора (1265-68 годы); воспринял от него интерес к античному наследию. Работал также в Риме (с 1277 года), после 1294 или 1296 года - во Флоренции. Соединив традиции древнеримской скульптуры с влиянием французской готики, заложил в своих эпически-величавых образах основы пластики итальянского Проторенессанса.
Среди его важнейших произведений (иногда сохранившихся лишь частично) - фигуры для фонтана в Перудже (1277-81 годы, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), мраморные гробницы кардиналов Гийома де Брея (1282 год, Музей собора Сан-Доменико, Орвието; здесь Арнольфо ди Камбио создал новый тип многофигурного надгробия с богатой декорировкой) и Аннибальди (1289 год, собор Сан-Джованни-ин-Латерано, Рим), папы Бонифация VIII (около 1296 года, Гроты в Ватикане). Исполнил алтарные мраморные кивории (с мозаичными инкрустациями) в церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (1284-85 годы) и церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере (1293 год; обе - в Риме), бронзовую статую святого Петра в соборе Святого Петра в Ватикане (1280-90-е годы), фигуры для фасада флорентийского собора (с 1296 года, Музей собора и Государственный музей, Берлин). Как зодчий работал во Флоренции, участвовал в перестройке собора (с 1296 года), строительстве церквей аббатства Бадиа (с 1284 года) и Санта-Кроче (с 1294-95-е годы), возможно, также в возведении Палаццо Веккьо (с 1299 года).
Лит.: Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956. Т. 1: Искусство Проторенессанса; Mariani V. Arnolfo е il gotico italiano. Napoli, 1969; Scharioth В. Arnolfo di Cambio und Giotto. Essen, 1976.
М. Н. Соколов.