Арнонкур Николаус
АРНОНКУР (Harnoncourt) Николаус (родился 6.12.1929, Берлин), австрийский дирижёр, виолончелист, музыковед. Окончил Венскую академию музыки (1952), играл на виолончели в Венском симфоническом оркестре (1952-69). В 1953 году совместно с женой, скрипачкой Алисой Арнонкур, организовал ансамбль «Концентус Музикус» («Concentus Musicus») - один из первых коллективов, выдвинувших принцип аутентичного исполнительства. Мировую известность Арнонкуру принесли интерпретации музыки И. С. Баха (первые записи сделаны в 1964), в особенности всех баховских кантат (записи 1971-90, совместно с Г. Леонхардтом). В 1970-е годы записал 3 оперы К. Монтеверди, оперу «Кастор и Поллукс» Ж. Ф. Рамо, ораторию «Судный день» и «Застольную музыку» Г. Ф. Телемана, а также многочисленные менее известные сочинения барокко. В 1980-90-е годы приложил свою исполнительскую концепцию к музыке венских классиков (экспериментальные записи опер В.А. Моцарта, симфоний Л. ван Бетховена) и романтиков (сочинения Ф. Шуберта, И. Брамса). Ценность представляют исследования Арнонкура в области истории музыкального исполнительства (о влиянии старинной техники звукоизвлечения и игры, хорового и сольного пения на современную интерпретацию старинной музыки) и музыкальных инструментов (главным образом эпохи барокко). Выступал с лекциями по проблемам аутентичного исполнительства. Профессор зальцбургского «Моцартеума» (1972—1993).
Соч.: Harnoncourt N. Musik als Klangrede: Wege zu einem neuen Musikverständnis. Salzburg, 1982.
Лит.: Mertl М. Vom Denken des Herzens: А. und N. Harnoncourt: eine Biographie. Salzburg, 1999; Mertl М., Turkovic М. Die seltsamsten Wiener der Welt: N. Harnoncourt und sein Concentus Musicus. Salzburg, 2003.
С.Н. Лебедев.