Аромуны

АРОМУНЫ (арумыны, влахи, арванитовлахи, македоно-румыны, сербские цинцары, греческие куцовлахи, болгарские беливлахи, албанские вльехи, чобаны; самоназвание — ррэмэнь, влахь, армынь), общее название  восточно-романских этнических групп Балканского полуострова: фэршероты (включая мюзекеров), грамостяне, пиндцы, москопольцы; отдельно выделяются меглениты и истро-румыны. Живут в Северной Греции (60 тысяч человек - 2000, оценка), Южной и Восточной Македонии (101 тысяч человек, по переписи 2002 - 9,7 тысяч человек), Румынии (в основном в Добрудже, а также в Банате и окрестностях Бухареста - свыше 30 тысяч человек), на юге центральной Албании (50-100 тысяч человек), в юго-западной Болгарии (10,6 тысяч человек - 2001, перепись), а также в Турции, Ливане и др. Общая численность от 250 тысяч до 1,5 миллиона человек. Говорят на арумынском языке, переходят на румынский, греческий и другие языки соседних народов. Верующие в основном православные, есть также мусульмане-сунниты (в Албании), католики, в том числе униаты.

Аромуны - потомки влахов - романизированного населения Юго-Восточной Европы (иллирийцев, фракийцев, кельтов, греков). В 6-8 веках были потеснены славянами. В 10-13 веках известны государственные образования влахов в вассальной зависимости от Византии. В конце 18 века начался период национального пробуждения: были созданы национальные приходы, письменность, школы с обучением на арумынском языке. В 19 веке среди аромунов действовали католические миссионеры из Франции. В 1859 году в Бухаресте под покровительством правительства Румынии образуется Македоно-румынский комитет (с 1879 Культурное общество македоно-румын), что вызвало противодействие правительств ряда балканских стран. Султанским фирманом 1905 года влахам были предоставлены национальные права. В начале 20 века обострение отношений аромунов с соседями привело к прямому насилию над ними и к дипломатическим конфликтам между Румынией и Грецией. После 2-й Балканской войны, согласно приложению к Бухарестскому миру 1913 года, Болгария, Греция и Сербия обязывались предоставить аромунам школьную и церковную автономию, основать аромунскую епископию, что не было выполнено из-за 1-й мировой войны. Со 2-й половины 19 века происходят значительные переселения аромунов в Румынию, после 2-й мировой войны - в США, ФРГ, Францию и др. Последняя волна эмиграции аромунов вызвана Югославским и Косовским кризисами конца 20 - начала 21 века. С 1980-х годов в эмиграции возрождается культурно-языковая активность аромунов, происходят ежегодные конгрессы аромунского языка и культуры.

Реклама

Основное традиционное занятие - полукочевое скотоводство. У них были профессиональные ремесленники (шорники, кондитеры и др.), проводники торговых караванов. Аромунские торговые колонии известны в Греции, Австрии, Чехии, Моравии, Силезии, Пруссии, Саксонии, Италии. Жилище кочевников - хижины и шалаши на плетнёвом каркасе, крытом тёмными шерстяными тканями или соломенными циновками. Традиционная одежда шилась преимущественно из чёрной шерстяной ткани, украшалась вышивкой нитками и бисером (преобладал красный цвет). Мужчины носили рубаху с длинным широким, со вставными клиньями, подолом, штаны, заправленные в ноговицы, широкий, обёрнутый в несколько раз, пояс, плащ с капюшоном, женщины - длинную прямую рубаху, юбку, передник, распашную безрукавку, платок. В 20 веке аромуны переходят к оседлости, многие переселяются в города.

Сохраняется песенный и инструментальный фольклор. Песни (кынтик, кынтице) - связанные с обручением и свадьбой, плачи, лироэпические песни о героях (о битвах с войском Сулеймана-аги, о подвигах братьев Джюваров, «капитанов»-кэкэрандзэ Фету-маре, Саламура, Марку Бочари и др.), по стилю и именам героев близкие к греческим песням о клефтах и южнославянским песням о гайдуках. Известны мотивы богатырского эпоса (например, о Янку-воеводе и похитителе девушек Кяле-Лае; у мегленитов записана прозаическая версия славянской богатырской песни «О Больном Дуйчине»); распространены баллады («Песня о мосте через Арту» - о замурованной женщине, «Разговор с Чумой» и др.). Сказки (пырни) - волшебные (о чудесно рождённом юноше, о девятиголовом змее Ламии и др.), бытовые (например, «Спор пастухов о верности жены»), о животных (например, о глупом волке) и др. Танцы преимущественно мужские: близкий к южнославянскому коло в форме большого открытого круга (корлу), молодёжный круговой (чанку), парный (сингасто) и др.

Лит.: Obedenaru М.G. Texte macedo-române. Basmeçi poesii popolare de la Cruçova. Buс., 1891; Weigand G. Die Aromunen: Ethno­graphisch-philologisch-historische Untersuchun­gen über das Volk der sogenannten Makedo-Romanen oder Zinzaren. Lpz., 1894-1895. Bd 1-2; Schladebach K. Der Stil der aromunischen Volkslieder. Lpz., 1896; Capidan Th. Meglenoromänii. Buc., 1925-1933. Vol. 1-3; Candrea I. A. Texte meglenite // Grai si suflet. 1929, № 1; Capidan Th. Les Macédo-Roumains. Ethno­graphie, histoire, langue. Buc., 1943; Mareu G. Folclor musical aromân. Buc., 1977; Les Aroumains. P., 1980; Papahagi T. Grai, fol­clor, etnografie. Buc., 1981; Caraiani N.Jh., Saramandu N. Folclor aromân grämojtean. Buc., 1982; Winnifrith T.J. The Vlachs: the history of a Balkan people. L., 1987; Cnfa N. Macedonoromänii pe väile istoriei. Constanta, 1990; Peyfuss M. D. Chestiunea aromâneasca. Buc., 1994; Алексеева Т. И.. Богатенков Д. В., Лебединская Г. В. Влахи. Антропо-экологическое исследование. М., 2003.

В.Я. Гросу л, Ю. В. Иванова; В.М. Гацак (фольклор).