Арс Антиква

АРС АНТИКВА (латинский Ars antiqua - старое искусство, старая техника [письма]), исторический период в музыке западноевропейского Средневековья. Понятие «Арс антиква» появилось в трактатах 1-й половины 14 века (Якоб Льежский, школа Иоанна де Муриса) в противовес современной им Арс нова. В узком смысле под «старой техникой» подразумевалась ритмика (и связанная с ней нотация) органумов и кондуктов - многоголосных форм 13 века. Музыка Арс антиква почти всегда трёхдольна, её метрическая основа - tempus perfectum (латинский — совершенное время). Идеолог Арс антиква Якоб Льежский в трактате «Зеркало музыки» («Speculum musicae», 1323—25) противопоставляет ритмической и мелодической «дерзости» современной ему «весёлой музыки» (musica lasciva) скромности и сдержанности (musica modesta) сочинений предыдущей эпохи, а всё большее распространение в музыке Арс нова двудольной метрики (tempus imperfectum - несовершенное время) воспринимает как отказ от «совершенства» и падение нравственности в искусстве. Центральное положение в Арс антиква занимает анонимный мотет 13 века. Важнейшие теоретики Арс антиква - Иоанн де Гарландия и Франко Кёльнский. Крупнейшее собрание музыки Арс антиква «Кодекс Монпелье» содержит 336 многоголосных пьес. В современной науке принято распространять понятие «Арс антиква» также на музыку Нотр-Дам школы. В Арс антиква не включается светская вокальная (например, сочинения трубадуров и труверов) и инструментальная (например, эстампиды) музыка 13 века.

Лит.: Rokseth Y. Polyphonies du XIII siècle: In 4 vol. P., 1935-1939; Haas M. Studien zur mittelalterlichen Musiklehre I: eine Übersicht über die Musiklehre im Kontext der Philoso­phie des 13. und frühen 14. Jahrhunderts // Forum musicologicum. Basel, 1982. Bd 3.

С.Н. Лебедев.