Арс Нова

АРС НОВА (латинский Ars nova - новое искусство), исторический период в музыке западноевропейского Средневековья и раннего Возрождения. Назван по одноимённому трактату Филиппа де Витри (около 1320). Термин впервые использован И. Вольфом в «Истории мензуральной нотации» («Geschichte der Mensural-Notation», 1904). В узком смысле понятие «Арс нова» соотносится с нововведениями последней трети 13-14 века в музыкальной  ритмике (и связанной с ней нотации; смотри Мензура, Ритмическое деление). Основным достижением новой ритмики было деление бревиса на 2 равных семибревиса, что уравняло двухдольность с господствовавшей в музыке Арс антиква трёхдольностью, а в области нотации привело к полной замене старой модальной нотации различными видами мензуральной нотации. Во Франции новое учение о ритме, помимо Витри, развивали Иоанн де Мурис [трактат «Познание музыкального искусства» («Notitia artis musicae», 1321)] и анонимные теоретики его школы [«Книжечка о мензуральном пении» («Libellus cantus mensurabilis», около 1340)]. Деление длительностей на 2 равные части ещё до Витри зафиксировано в Италии [впервые у Амера, «Практика музыкального искусства» («Practica artis musicae», 1271); в виде целостного учения у Маркетто Падуанского, «Фруктовый сад» («Pomérium», 1318-26)].

Реклама

Под «Арс нова» часто понимается только многоголосная французская и итальянская (светская и духовная) музыка 14 века. Однако её явное стилевое родство с одноголосными сочинениями того же периода (баллатами, ле и др.) показывает несостоятельность этой упрощённой точки зрения. Некоторые западные учёные, желая выделить специфику итальянской музыки, наряду с термином «Арс нова» употребляют термин «музыка треченто», что вносит дополнительную путаницу, т.к. первые образцы итальянской Арс нова датируются не ранее 1340 года (флорентийские композиторы Джованни, Герарделло, Лоренцо и др.), а последние каччи и мадригалы написаны в 1-й четверти 15 века. Правильнее рассматривать Арс нова в широком смысле - как переходный от Средневековья к Возрождению период истории музыки, время художественных экспериментов и активных композиторских поисков. Наиболее значительные композиторы 1-й половины 14 века - Якопо Болонский (основной жанр - мадригал) и Филипп де Витри (мотет), во 2-й половине 14 века - Г. де Машо (создатель первой авторской мессы, мотетов и многих светских сочинений) и Ф. Ландини (основной жанр - баллата).

Новаторский дух Арс нова проявил себя не только в области ритма и техники композиции. Для гармонии Арс нова характерно новое ощущение диссонанса, обширное использование хроматики (musica ficta, свидетельства о которой появляются в трактатах с конце 13 века); гармония Арс нова легко узнаваема благодаря так называемой камбиате Ф. Ландини (мелодический ход по ступеням: 7—6—8 [1] в верхнем голосе в каденциях). Новыми (или по-новому осмысленными) являются основные жанры Арс нова - мадригал, баллата и качча (в Италии), баллада, виреле и рондо (во Франции); даже традиционно учёный жанр мотета приобрёл экспериментальный характер благодаря введению изоритмии. Итальянская музыка Арс нова во 2-й половине 14 века испытала воздействие французской музыки, но развивалась достаточно самостоятельно (например, у мадригала нет французского аналога; мотет, наоборот, не был популярен в Италии).

Нижней границей Арс нова считается дата создания сатирического стихотворного «Романа о Фовеле» с музыкальными  вставками (1316), содержащего, наряду с музыкальными  произведениями в старой технике, сочинения Филиппа де Витри. Верхнюю границу У. Гюнтер (1963) связывает со смертью Г. де Машо (1377), а музыку более позднего времени называет Ars subtilior (латинский, буквально - утончённое искусство). В действительности это своего рода стилистический декаданс внутри эпохи Арс нова, который не может быть ограничен географическими пределами Франции и точно датирован. Для Ars subtilior характерны вычурность нотации (загадочные, символической формы записи), чрезмерное усложнение ритмики, изощрённые приёмы композиции. Многие сочинения Ars subtilior безымянны; среди сохранившихся имён и прозвищ - Сенлеш (Якоб из Сенлеша), Филипп из Казерты, Пьер де Молен, Солаж, Бартолино Падуанский, Маттео Перуджийский, Николо Захария (Дзакар).

Лит.: Fischer K. Studien zur italienischen Mu­sik des Trecento und frühen Quattrocento. Bern, 1956; Günther U. Das Ende der Ars Nova // Die Musikforschung. 1963. Bd 16; Pirrotta N. Ars Nova e stil novo // Rivista Italiana di Musicologia. 1966. №1; История полифонии. M., 1983. Вып. 1: Многоголосие средневековья, X-XIV вв. / Сост. Ю. Евдокимова; Leech- Wilkinson D. Ars Antiqua - Ars Nova - Ars Subtilior // Antiquity and the Middle Ages / Ed. J. McKinnon. L., 1990.     

С. Н. Лебедев.