Аруд
АРУД (аруз), система стихосложения классической арабской поэзии. Распространился вместе с культурой ислама в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Аруд доминировал в арабскую, персидскую и, отчасти, тюркскую поэзии вплоть до 20 века. Связан с особенностями просодии классического арабского языка, для которого характерны отсутствие значимого ударения и оппозиция долгих и кратких гласных. Разновидность квантитативного стихосложения (смотри Метрическое стихосложение), в отличие от других, акцентных, форм семитского стиха.
Теория аруда была разработана создателем арабской филологической науки аль-Халилем ибн Ахмедом (8 век) на основе анализа морфологической и просодической структуры арабского языка и выделения понятия харфа (единицы длительности, подобной море). Основным ритмообразующим фактором является чередование двуххарфных и трёххарфных сегментов, функционально тождественных слогам и играющих роль, аналогичную слабым и сильным долям стопы. Встречаются также сегменты в 4 и 5 харфов. В аруде насчитывается 8 исходных моделей стоп. Из комбинаций различных стоп образуются 16 классических размеров аруда, представляющих три основных ритма: нисходящий, восходящий и восходяще-нисходящий. 7 размеров состоят из одинаковых стоп, 9 - из комбинаций различных стоп. Наиболее распространёнными были размеры тавил (около трети всей арабской поэзии), басит, вафир и камил. Перенесение метрики аруда в поэзию на языках, в которых нет оппозиции долгих и кратких гласных, потребовало существенной перестройки системы.
Лит.: Weil G. Grundriss und System der alt- arabischen Metrik. Wiesbaden, 1958; Санчес A.A. К вопросу о сущности системы арабской метрики // Арабская филология. М., 1968; Kurylowicz J. Studies in Semitic grammar and metrics. Wroclaw, 1973; Stoetzer W. Theory and practice in Arabic metrics. Leiden, 1989; Фролов Д. В. Классический арабский стих: История и теория аруда. М., 1991; Во has G., Paoli В. Aspects formels de la poésie arabe: la métrique classique. Toulouse, 1997.
Д. В. Фролов.