Ашанти (народ)
АШАНТИ (ашантийцы, на языке хауса - тонава, на языке манде - блу, на языке гур - камбон, камбоси; самоназвание - асанте, буквально - военный союз), народ группы акан в центральных районах Ганы (области Ашанти и Бронг-Ахафо в междуречье Вольты и Тано). Численность - 2,8 миллиона человек (2000 год, оценка). Язык ашанти - один из официальных языков Ганы, входит в диалектный пучок чви-фанти (акан). Около 50% ашанти - христиане (католики, англикане, методисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и др.), около 30% - мусульмане (в том числе последователи секты ахмадие), остальные придерживаются традиционных верований.
Этническая общность ашанти сформировалась во 2-й половине 18-начале 19 веков в рамках Ашанти конфедерации. Занимаются ручным земледелием, золотодобычей, работой по найму (на плантациях, лесоразработках, в городах). Сохраняются культы предков (асаманфо), объектами которого являются вожди и старейшины, сил природы (прежде всего духов рек и других водоёмов), духов (обосом) во главе с небесным духом, демиургом и первопредком Ньяме и др. Ньяме и хтонический женский дух Асасе (наряду с мудрым пауком Анансе) - основные персонажи сказок, пословиц и мифов. Ежегодно в сентябре отмечается праздник Очищения (Оджира), в декабре – праздник урожая (Апо), каждую 6-ю неделю - попеременно Великий или Малый Адаэ. Распространены фетиши-обереги (суман).
Реклама
Развита обработка металла (бронзы, меди, золота): украшения (кольца, браслеты, орнаментированные диски, маски-подвески, изображающие побеждённых вождей и подвешивавшиеся к мечу победителя; наиболее знаменита маска из сокровищницы правителя Кофи Калкали), парадное оружие и др. В технике литья по восковой модели изготавливали скульптурные гирьки для золотого песка (аберамбо): геометрические фигуры (более ранние), изображения людей, животных, растений, символов власти, оружия, орудий труда (известно до 500 сюжетов); ритуальные сосуды (кудуо) на высоком поддоне с гравированным орнаментом на тулове и скульптурной композицией на крышке (в том числе золотой кудуо правителя Осаи Туту). Из обожжённой глины создавалась погребальная скульптура в виде голов (реже фигур) предков, ритуальные сосуды, курительные трубки, навершия деревянных гребней, посохов и др. Керамические сосуды покрывались рельефным или процарапанным геометрическим орнаментом, иногда с изображениями человеческих личин. Из дерева вырезались фигурки воинов, пленных и др.; куклы с цилиндрическим туловищем, длинной шеей, большой головой в виде плоского, выпуклого или вогнутого диска, короткими распростёртыми в стороны руками, служившие игрушками для девочек, и амулетами, обеспечивающими плодородие, - для женщин (акуа-ба); ритуальные скамейки вождей, покрытые резным орнаментом, иногда инкрустированные медью или серебром, слоновой костью, в том числе «Золотой трон» (сикаджу) правителя ашанти. Для антропоморфной скульптуры характерны кольцеобразные складки на шее, возможно, передающие украшения.
Лит.: Rattray R. S. Ashanti. Oxf., 1923; idem. Religion and art in Ashanti. Oxf., 1927; Шандицева Т. Б. Каталог гирек ашанти для взвешивания золотого песка в собрании ГМИНВ // Сообщения Государственного музея искусства народов Востока. М., 1973. Вып. 7; McLeod М. D. The Asante. L., 1981; Morrison М. К. С. Ethnicity and political integration: the case of Ashanti, Ghana. Syracuse (N. Y.), 1982; Попов В. А. Ашантийцы в XIX в.: Опыт этносоциологического исследования. М., 1982.
В. А. Попов; Н. Е. Григорович (искусство).