Ашкеназы

АШКЕНАЗЫАШКЕНАЗЫ [ашкиназы, ашкинази, ашкенази - от askinaz (библейский иврит)], этническая группа евреев. Численность около 9 миллионов человек (2004 год, оценка). Традиционный язык - идиш. В библейский период ашкеназами назывался северный народ, отождествляемый со скифами, в средневековый - «Ашкиназ» служило еврейским обозначением Германии. Группа ашкеназы формируется на рубеже 1-2-го тысячелетий в бассейне среднего Рейна, верхнего Подунавье и в  восточной приальпийской зоне на основе романо-, отчасти арамейско- и славяноязычного еврейского населения, воспринимавшего немецкий язык. В 12-15 веках значительная часть ашкеназов переселяется на территорию Польши и Великого княжества Литовского, где ассимилирует славянозычную группу кенаанитов, восходящую к еврейскому населению Киевской Руси. Здесь возникают субэтнические группы ашкеназов и соответствующие им диалекты идиша: лытваки (в Литве, Белоруссии и Восточной Польше), пойлн (в Польше), курлендер (в Латвии), галыцианер (в Галиции), волынско-подольские и валахско-бессарабские евреи (Украина, Молдавия, Румыния, Трансильвания). Тогда же формируются литературный язык идиш и так называемая местечковая культура: особая модель расселения (сосредоточение в небольших городских поселениях-«местечках», где ашкеназы часто составляли большинство) и застройки (синагога - шул, при ней ритуальные бани - микве и странноприимный дом - шпиталь, отдельное еврейское кладбище и др.); преимущественная специализация на торговле и ремёслах (сапожное, портняжное и др.); жилище с большими окнами, без сеней и палисадника, с неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма, орнаментальной аппликацией из бумаги или росписью на  восточной стене главной комнаты (мизрах), к которой обращались лицом во время молитвы. Традиционный костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов и религиозных норм иудаизма. Характерны мужской длиннополый кафтан (лапсердак), обязательное покрывание головы чёрной шапочкой (ермолка, ярмолке) или шляпой, отороченной мехом (штраймл), чёрно-белые или бело-голубые молитвенные шали с кистями (талес, арбаканфес). Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Замужние женщины покрывали голову платком или париком. Характер пищи определялся местными традициями и религиозными запретами (кашрут). Основу составляли мучные изделия, каши, печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки, лапша (локшн), пудинги (кугл); рыбные и мясные блюда - фаршированная рыба (гефилте фиш), кисло-сладкое жаркое (эсик-флейш), рулеты, паштеты, форшмаки. Ритуальная пища - субботние плетёные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком для праздника Пурим (гоменташн) и др. Для фольклора (волшебные сказки, притчи, басни) характерны библейские и талмудические сюжеты. Музыкальное творчество сочетает элементы ближневосточной мелодики и музыки окружающих народов (румын, немцев, славян); включает канторское синагогальное пение (хазонес), напевы без слов (нигуним), так называемые хасидские песни на тексты псалмов и молитв, свадебные и праздничные танцевальные мелодии (фрейлехс), богатую инструментальную музыку, исполняемую струнными ансамблями (клезмер) и др. Сохранились драматические инсценировки на религиозные и светские сюжеты, карнавалы (пуримшпил). Ашкеназский фольклор оказал влияние на профессиональную эстраду (сёстры К. и М. Бери, Н. Лифшиц, Ш. Карлбах). Фольклорные мотивы проникли в профессиональное изобразительное искусство (М. Шагал).

Реклама

В конце 18 века большинство  восточных ашкеназов становятся подданными Российской и Австрийской (с середины 19 века - Австро-Венгерской) империй. Происходит распад ашкеназов на западную и  восточную группы. В Западной Европе ашкеназы расселены дисперсно, утрачивают язык и традиционную социальную организацию, приобретают характер чисто конфессиональной общности, в то время как  восточные ашкеназы, особенно в России, где они жили в основном в пределах черты оседлости, переживают этническую консолидацию.

2-я мировая война и холокост приводят к гибели большей части  восточно-ашкеназского населения и к распаду ашкеназской этничности. Потомки ашкеназов составляют около 80% евреев в диаспоре и свыше 50% - в Израиле.

Лит.: Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы. Тель-Авив, 1995.

М. А. Членов.