Аскольд и Дир

АСКОЛЬД И ДИР, в русской летописной традиции первые киевские князья. Согласно «Повести временных лет», они - варяжские дружинники (бояре) призванного в Новгород князя Рюрика, который отпустил их в поход на Царьград (скандинавские имена Аскольд и Дир свидетельствуют об их варяжском происхождении). Отправившись по пути «из варяг в греки», они обосновались в Киеве у полян, которые не имели правителей и платили дань хазарам. В летописи Аскольду и Диру приписывается первый поход Руси на Царьград, датированный византийскими источниками 860 годом. Потерпев поражение, они вернулись в Киев. Согласно летописи (под 882 год), явившиеся из Новгорода наследники Рюрика, князья Олег и Игорь, обвинили Аскольда и Дира в незаконном присвоении власти, так как те не принадлежали к призванному княжескому роду. Аскольд и Дир были убиты.

АСКОЛЬД И ДИРВ летописной традиции продемонстрирована легитимность правящей династии: Аскольд и Дир названы дружинниками Рюрика. Судя по упоминанию в летописи их курганов («могил»), отнесённых к разным киевским урочищам (например, урочище Аскольдова могила), Аскольд и Дир могли быть князьями, правившими не одновременно. Отсутствие нелетописных источников о деятельности Аскольда и Дира привело, начиная с эпохи Средневековья, к многочисленным произвольным гипотезам об их происхождении и деяниях. Польский хронист Ян Длугош (15 век), стремясь обосновать претензии Польши на украинские земли, отождествлял киевских полян с польскими, называя Аскольда и Дира законными Полянскими князьями, наследниками Кия. В Никоновской летописи (16 век), соединившей в себе данные различных источников, Аскольду и Диру приписывается несколько походов на Царьград и описывается крещение Руси «при князе Русском Осколде». В историографии известны попытки связать с именем Дира сведения арабского автора середины 10 века аль-Масуди (смотри Масуди) о некоем правителе «л.дир», который, однако, именуется в источнике правителем славян и не имеет отношения к Руси, описываемой аль-Масуди отдельно.

Реклама

Лит.: Флоря Б. Н. Русь и «русские» в историко-политической концепции Яна Длугоша // Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние века. М., 1990: Новосельцев А. П. Образование древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. № 2-3; Творогов О. В. Сколько раз ходили на Константинополь Аскольд и Дир? // Славяноведение. 1992. №2; Мишин Д. Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М., 2002. С. 62-69.

В. Я. Петрухин.