Аскольдов (Алексеев) Сергей Алексеевич

АСКОЛЬДОВ (настоящая фамилия Алексеев) Сергей Алексеевич [25.2(9.3).1871, Москва - 15, по другим сведениям, 23.5.1945, Потсдам], российский религиозный философ, публицист. Внебрачный сын философа А. А. Козлова. Окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (1895 год), работал экспертом по химии в Департаменте таможенных пошлин и акциза. С 1908 года - член Петербургского религиозно-философского общества. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902 год; статья «Философ и я и жизнь») и «Из глубины» (1918 год; статья «Религиозный смысл русской революции»). После революции преподавал химическую технологию в Ленинградском политехническом институте. Сотрудничал с журналом «Мысль» (1922 год), альманахом «Литературная мысль» (1922-25 годы). В 1920-е годы входил в тайное религиозно-философское общество Братство преподобного Серафима Саровского. В 1928 году арестован, находился в ссылке в Коми, с 1933 года в Новгороде. Во время оккупации в 1941 году переехал в Ригу, жил в Праге, затем в Германии (в Потсдаме). Когда работники советских органов безопасности пришли его арестовывать, он был уже мёртв.

Реклама

Первое философское сочинение Аскольдова - «Основные проблемы теории познания и онтологии» (1900 год) - написано всецело под влиянием монадологического «панпсихизма» А. А. Козлова, исследованию творчества которого он позднее посвятил книгу «Алексей Александрович Козлов» (1912 год). В центре его книги «Мысль и действительность» (1914 год; степень магистра философии в Московском университете) - критика кантовского трансцендентализма, призванная расчистить место для персоналистической религиозной метафизики, которая должна основываться не на обезличенном «трансцендентальном субъекте», а на личностном «индивидуальном субъекте». По мнению Аскольдова, познание должно быть символично, ибо предмет философского познания трансцендентен; исходным понятием гносеологии должна стать интуиция. От Канта Аскольдов призывал вернуться к философам более ранних эпох - Лейбницу, Плотину и Аристотелю.

Соч.: Старое и новое в религиозном сознании // Вопросы религии. М., 1908. Вып. 2; О любви к Богу и любви к ближнему // Вопросы философии и психологии. 1907. №86; Время и его религиозный смысл // Там же. 1913. № 117; Сознание как целое. Психологическое понятие личности. М., 1918; Гносеология. II., 1919; Аналогия как основной метод познания // Мысль. 1922. №1; Время и его преодоление // Там же. 1922. №3; Религиозно-этическое значение Достоевского // Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы. II., 1922. Сб. 1.

А. В. Соболев.