Ассирийцы

АССИРИЙЦЫ (сирийцы, айсоры; самоназвания восточных ассирийцев - атурая, сурая, западных - сурьян), этническая общность на Ближнем Востоке. Делятся на  восточных ассирийцев (традиционно проживали в Иране, Северном Ираке, к ним также относились выходцы из Северной Турции, в том числе ассирийцы бывшего СССР) и западных ассирийцев (Сирия, Южная Турция). Численность в Иране 34 тысячи человек (2000 год, оценка), Ираке 506 тысяч человек, Турции 65 тысяч человек, Сирии 84 тысяч человек. Живут также в Ливане (34 тысячи человек), Палестине (4 тысячи человек), Израиле (0,5 тысяч человек), Кувейте (4 тысячи человек), Грузии (6,2 тысяч человек), Армении (3,4 тысяч человек), Азербайджане (1,3 тысяч человек), России - 113,7 тысяч человек, в том числе в Москве - 2,7 тысяч человек (по оценочным данным - не менее 10 тысяч человек), Санкт-Петербурге - 0,5 тысяч человек, Краснодарском крае - 3,8 тысяч человек, Ростовской области - 2 тысяч человек, Ставропольском крае - 0,9 тысяч человек; 2002 год, перепись], США (58 тысяч человек), Великобритании (8 тысяч человек), Швеции (10 тысяч человек), Франции (3,5 тысяч человек) и др. Общая численность, по разным оценкам, от 450 тысяч до 3 миллионов человек. Говорят на языках западной, центральной (западные ассирийцы) и  восточной (восточные ассирийцы) групп новоарамейских языков. Литературный ассирийский, или новосирийский, язык па основе урмийского языка; письменность на основе сирийского письма. Распространены также языки стран проживания.

Реклама

Восточные ассирийцы - приверженцы Ассирийской церкви Востока, западные ассирийцы - Сириякской православной церкви (смотри Сирийские церкви). У обеих групп возникли параллельные униатские ветви: у  восточных ассирийцев в 1550-е годы - приверженцы Халдейской католической церкви, или халдеи (кялданая), у западных ассирийцев в 18 веке - сиро-католики, в 19 веке среди ассирийцев появились также католики латинского обряда и протестанты, в России ассирийцы посещают православные церкви.

Ассирийцы возводят себя к арамеям, считают себя потомками древних ассирийцев. В 1 веке (во время правителя Осроены Абгара V) среди них распространяется христианство. В средние века в руках ассирийцев сосредоточилась транзитная торговля и христианская миссия за Евфратом, ими создана христианская сирийская литература. Благодаря ассирийцам сохранились многие сочинения античных авторов. В 14 веке за отказ принять ислам большая часть ассирийцев была уничтожена Тимуром, уцелевшие укрылись в горах Курдистана и бежали на Кипр. С 15 века до 1974 года светским и духовным главой  восточных ассирийцев был патриарх из рода Мар Шимунов, титул которого передавался от дяди к племяннику. К началу 20 века племена ассирийцев Северной Турции подразделялись на независимые, или аширетные, племена (дизная - в маликстве Диз, базная — в маликстве Баз, верхние и нижние тьярая - в маликстве Тьяри, тхумная - в маликстве Тхума, большие и малые джильвая - в маликстве Джилу); полунезависимые (талная - в маликстве Тал, чалная - в маликстве Чал, ливиная - в маликстве Левин, барварная - в маликстве Варвар и др.), зависевшие более от аширетных маликов, нежели от турок; зависимые ассирийцы-райя, жившие на равнине и находившиеся в подчинении османских властей (гяварная - в маликстве Гявар, альбакная - в маликстве Альбак и др.). Остатки племенного деления прослеживаются у  восточных ассирийцев до сих пор. Иранские ассирийцы, жившие в районах Урмия (урмижная) и Салмас (салмасная), не знали племенного деления, по положению приближались к зависимым ассирийцам Османской империи. Вследствие преследований ассирийцев в Османской империи в 19 - 1-й четверти 20 века образовалась обширная диаспора. На территории Российской империи, преимущественно в Закавказье, ассирийцы селятся с 1828 года и особенно в 1914-18-е годы, после неудачного антиосманского восстания в Турции и последовавшего за ним геноцида. В 1924-37 годах действовал Всероссийский союз ассирийцев.

Традиционная культура типична для народов Западной Азии. В местах традиционного проживания и в Закавказье занимаются земледелием и садоводством (преимущественно на равнине) и скотоводством (преимущественно в горах). В России существует ассирийское село Урмия в Краснодарском крае (1 тысяча человек). Известен богатый фольклор (сказки, поговорки, пророчества). Большинство ассирийцев диаспоры живут в городах. В России заняты главным образом мелкой торговлей (выходцы из Ирана), ремонтом и чисткой обуви (выходцы из Турции), в Грузии традиционно работают в строительстве. Среди современных ассирийцев - представители интеллигенции, среднего бизнеса. Существуют международные общественные организации ассирийцев, школы с преподаванием ассирийского языка, издаются газеты и журналы («Месопотамия», «Звезда Ассирии» и др.).

Лит.: Малома Я. Несториане и округ Хеккари // Известия Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. Тифлис, 1873-1874. Т. 2; Маевский В. Несториане Ванского вилайета // Известия штаба Кавказского военного округа. Тифлис, 1913. № 35-36; Вегин С. В верховьях Тигра. М.; Л., 1929; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979; Матвеев А. К., Матвеев К. //. Ассирийцы: История и этнография ассирийцев. М., 1990; Ассирийцы: Фольклор. М., 1990-1992. Кн. 1-2.

С. С. Михайлов, А. А. Шайкин.