Ассириология
АССИРИОЛОГИЯ, комплекс наук о языках, письменностях, истории и культуре народов древнего Ближнего Востока, которые пользовались системами письма, основанными на клинописи. Первоначально - наука о вавилонском и ассирийском диалектах аккадского языка, письменности, культуре и истории древней Месопотамии. В область исследований ассириологии входят, наряду с ассиро-вавилонской, эламская, урартская, хеттская и хурритская письменности, которые были логографически-силлабическими и где знаки обозначали либо целые слова, либо слоги (в отличие от квазиалфавитных угаритского и древнеперсидского видов клинописи, изучением которых ассириология не занимается). Таким образом, ассириология охватывает также шумерологию, хеттологию, хурритологию, эблаистику, эламитологию и урартоведение.
Археологические исследования. С середины 19 века в Месопотамии, а позднее и в других регионах клинописных цивилизаций регулярно ведутся археологические раскопки, в результате которых найдены сотни тысяч текстов самых разнообразных жанров на многих языках, а также многочисленные памятники материальной культуры. Среди первооткрывателей этих памятников выделяются французский дипломат П. Э. Ботта, раскопавший в 1843 году резиденцию ассирийского царя Саргона II - Дур-Шаррукин (современный Хорсабад), и английский дипломат О. Г. Лейард, в 1845-51 годах ведший раскопки ассирийских столиц Ниневии (холм Куюнджик) и Калъху (холм Нимруд). Особое значение имели исследования французских археологов на городище Телло (древний Лагаш), английских и французских учёных на городищах Куюнджик, Нимруд и Хорсабад, немецких археологов - городов Вавилон, Ашшур и Урук, английских археологов - Ура, Каркемиша, американских учёных - Ниппура, Аррапхи, Эшнунны, французские исследования на городище Сузы в Юго-Западном Иране и Мари на среднем Евфрате в Сирии, итальянские раскопки в местности Эбла в Сирии, раскопки Б. Б. Пиотровского на городище Эребуни в Армении. С 1940-х годов археологические раскопки у себя в стране (Эреду, Телль-Неби-Юнус, Нимруд и др.) стали вести иракские археологи (Фуад Сафар, Taxa Бакир, Тарик Мадхлум и др.).
Реклама
Изучение клинописных текстов заложило основу для исследования всех аспектов существования клинописных цивилизаций и повседневной жизни древних людей; они составляют 3/4 всех письменных источников по истории Древнего мира. Первые клинописные тексты относятся к началу 2-й четверти 3-го тысячелетия до нашей эры. Затем стали появляться пространные тексты, написанные на шумерском языке, среди которых большинство составляют хозяйственные и административные документы дворцов и храмов. Издано более 45 тысяч таких документов, которые были составлены в 21 веке до нашей эры.
Хотя шумерский язык вышел из употребления как живой язык ещё в начале 2-го тысячелетия до нашей эры, он оставался языком науки до конца существования клинописи. В середине 25 века до нашей эры вавилоняне (а позднее и ассирийцы) заимствовали клинопись от шумеров и продолжали пользоваться ею ещё 2500 лет, пока её не вытеснила алфавитная арамейская письменность.
От аккадцев клинопись приняли и соседние народы, приспособив её к своим языкам, и постепенно к 1500 году до нашей эры вся Передняя Азия стала пользоваться этим письмом. Одновременно аккадский язык превратился в международный язык общения, дипломатии и науки. При археологических раскопках в Сирии были найдены библиотека и архив из многих тысяч клинописных текстов на ранее неизвестном семитском языке, который по месту находки - древний город Эбла - получил название эблаитский.
Последняя известная клинописная табличка из Месопотамии относится к 75 году нашей эры. Вскоре после этого клинопись была совершенно забыта. Начиная с эпохи Возрождения, учёные неоднократно пытались расшифровать эту письменность. Однако за два века были разгаданы значения всего двух знаков. В начале 19 века значительных успехов в этом добился Г. Ф. Гротефенд (Германия), который смог установить значение ряда древнеперсидских знаков в надписях из Персеполя. Решающая роль в дальнейшем принадлежала английскому учёному Г. К. Роулинсону, который к 1844 году скопировал пространную (более 1000 строк) трёхъязычную Бехистунскую надпись, высеченную в 6 веке до нашей эры на высокой скале близ города Хамадана, и расшифровал её древнеперсидскую часть (вавилонский и эламский варианты пока оставались непрочитанными). В 1857 году четверо учёных, включая Роулинсона, одновременно и независимо друг от друга предложили свои переводы ранее неизвестной ассирийской надписи, прорисовки которой были переданы им в запечатанных пакетах. Их переводы, если не считать отдельных деталей, совпали. Таким образом, этот год вошёл в историю науки как год зарождения ассириологии. В 1860 году увидела свет первая грамматика аккадского языка, составленная ирландским учёным Э. Хинксом.
Среди крупных проектов по составлению многотомных словарей и критическому изданию текстов, которые осуществлялись, или работа над которыми продолжается, можно отметить: W. von Soden. Akkadisches Handwörterbuch, 1959-1981 годы; The Assyrian dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago (1956 год; каждой букве посвящён отдельный том, который в ряде случаев состоит из двух и даже трёх частей; издание не окончено, вышло 17 томов; в разные годы редколлегию возглавляли Б. Ландсбергер, А. Л. Оппенхейм, И. Гельб, Э. Рейнер и др.). Университет Торонто (Канада) публикует под общей редакцией А. К. Грейсона шумерские и аккадские царские надписи Месопотамии всех периодов (опубликованы 8 томов). В 1986 году ассириологи университета Хельсинки под руководством С. Парпола приступили к осуществлению международного проекта по полному критическому изданию текстов государственных архивов новоассирийского периода в клинописных копиях, транслитерации и переводе (государственные договоры, царская переписка, административные документы, научная литература и другие тексты 9-7 веков до нашей эры). Опубликовано 18 томов (некоторые из них содержат по несколько частей) под общим названием State archives of Assyria. Издано 3 тома художественных произведений (State archives of Assyria cuneiform texts), а также 16 томов исследований новоассирийских текстов (State archives of Assyria studies). В Германии издаётся «Энциклопедия ассириологии и переднеазиатской археологии» [«Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archeologie», 1928 год; опубликованы 10 томов (буквы А-Р)]. Издаются также многотомные словари шумерского и хеттского языков. Ассириологические статьи регулярно публикуются в «Журнале по исследованиям клинописи» («Journal of Cuneiform Studies»; США), «Журнале по ассириологии и археологии Передней Азии» («Zeitschrift für Assyriologie und vorderasiatische Archeologie»; Германия), «Ассириологическом обозрении» («Revue d’assyriologie»; Франция), «Ирак» («Iraq»; Великобритания), «Шумер» («Sumer»; Ирак) и других журналах, включая «Вестник древней истории» (Россия). Ежегодно в разных странах мира проводятся международные ассириологические конгрессы (Rencontre Assyriologique Internationale) для обсуждения текущих исследований и обоснования крупных многолетних исследовательских проектов. В 1984 году такой конгресс состоялся в Ленинграде в Институте востоковедения и Эрмитаже. Первоначально эти встречи были посвящены памяти крупнейшего французского ассириолога Ф. Тюро-Данжена.
Ассириология в России и странах СНГ. Основоположник русской ассириологии - М. В. Никольский, опубликовавший шумерские документы (около 900 глиняных таблеток) из коллекции Н. П. Лихачёва. Их изучением занимались В. В. Струве, А. И. Тюменев и И. М. Дьяконов, эту работу продолжает И. В. Козлова, которая опубликовала 2 тома ранее неизданных шумерских документов из коллекций Эрмитажа. Изданием клинописных текстов и изучением месопотамской литературы занимался В. К. Шилейко. Научная база современной отечественной ассириологии создавалась А. П. Рифтиным и его учениками (в том числе ассириологом-универсалом И. М. Дьяконовым и Л. А. Липиным, автором словаря аккадского языка и первой аккадской грамматики на русском языке). В. В. Струве положил начало направлению социально-экономических исследований, а также работал в других областях ассириологии. Изучению истории, культуры и социальных институтов Вавилонии 1-го тысячелетия до нашей эры посвящены работы М. А. Дандамаева. Российские ассириологи занимаются изучением древней месопотамской литературы и культуры (В. К. Афанасьева, И. С. Клочков и др.), историей клинописного права (В. А. Якобсон), подготовкой к изданию шумерских текстов (Б. И. Перлов, Ю. А. Савельев), шумерской и аккадской грамматики (И. Т. Канева, Г. Х. Каплан), шумеро-аккадской математикой (А. А. Вайман), историей и экономикой Ассирии (Н. Б. Янковская, С. С. Соловьёва и др.), историей древней Месопотамии (Р. А. Грибов, С. Г. Кошурников, Н. В. Козырева и др.).
Изучению Урарту посвящены работы Б. Б. Пиотровского, Г. А. Меликишвили, И. М. Дьяконова, капитальный труд Н. В. Арутюняна «Корпус урартских клинообразных надписей» (Ереван, 2001 год). Важный вклад в развитие ассириологии - грамматика хеттского языка и другие работы В. В. Иванова, исследования И. М. Дунаевской, Т. В. Гамкрелидзе, Г. Г. Гиоргадзе и Э. А. Менабде (по истории хеттского общества), Ю. Б. Юсифова (по социально-экономическим отношениям в Эламе) и других учёных.
Основными центрами ассириологии в России являются Институт востоковедения РАН, Государственный Эрмитаж и восточный факультет Санкт-Петербургского университета, а также ГМИИ, МГУ и РГГУ.
Лит.: Parrot А. L’archeologie mésopotamienne. Р. 1946-1953. Vol. 1-2; Дьяконов И. М. Изучение клинописи в СССР за 30 лет // Вестник древней истории. 1947. №3; Бациева С. М. Ассириология в арабских странах // Там же. 1959. №1; Гельб И. Опыт изучения письма. М., 1982; Сетон Ллойд. Археология Месопотамии. М., 1984; Гордон С. Г. Забытые письмена. СПб., 2002.
М. А. Дандамаев.