Ассоциация художников революционной России (АХРР)
АССОЦИАЦИЯ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (АХРР, с 1928 года - Ассоциация художников революции, АХР), российское художественное общество. Основано в 1922 году в Москве. Его установки были сформулированы в докладе П. А. Радимова «О значении быта в современной живописи»; традиционализм в духе передвижников избран здесь в качестве «понятного народным массам» образца для воплощения «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда». Отвергнув «левый» авангардизм как вредные «измышления», ахрровцы сумели привлечь на свою сторону некоторую часть известных мастеров и заручиться организационной поддержкой властных структур (прежде всего, руководства Красной Армии). Типичные произведения ахрровцев (картины Ф. С. Богородского, М. Б. Грекова, Б. В. Иогансона, Е. А. Кацмана, Г. Г. Рижского, С. В. Рянгиной, Б. Н. Яковлева, также мастеров старшего поколения - И. И. Бродского, Н. А. Касаткина, С. В. Малютина, Е. М. Чепцова), как правило, сюжетно-повествовательны и решены в консервативной стилистике. Однако живописность импрессионистического толка составила внутри АХРР целое течение (А. Е. Архипов, А. М. Герасимов и др.) - наряду с пейзажной тенденцией в духе Союза русских художников (В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля, К. Ф. Юон) центральное место на выставках занимали портреты политических лидеров и историко-революционные сюжеты. При этом особое значение придавалось не просто политически-актуальным образам, но их массовым копиям, «картинам-плакатам» для оформления «красных уголков» по всей стране. За несколько лет АХР превратилась в самую большую творческую организацию СССР, по всей стране открылось около 40 её филиалов; издавался журнал «Искусство в массы» (1929-30 годы, в 1931-32 годах - «За пролетарское искусство»). Существовала до 1932 года. Всесоюзная оргсистема АХРР послужила впоследствии базой для создания Союза художников СССР.
Лит.: Князева В. П. АХРР. Л., 1967; АХРР. Сб. воспоминаний, статей, документов. М., 1973.
М. Н. Соколов.