Атман

АТМАН (санскрит — дыхание, дух, я, самость), одно из основных понятий индийской религиозно-философской традиции. В самом общем смысле - всеобъемлющее духовное начало, чистое сознание, самосознание; в качестве абсолютного сознания обычно соотносится с Брахманом как абсолютным бытием. Истоки представлений об Атмане восходят к «Ригведе», где он означает дыхание как жизненную силу, воплощённую во всех существах, а также дух, животворящий всю вселенную. Концептуальное оформление учение об Атмане получило в упанишадах, где Атман, как духовная сердцевина, присутствует во всех сознающих существах. С одной стороны, Атман выступает в качестве внутреннего «я», то есть индивидуального, субъективного принципа, с другой - совпадает с бытием как таковым, то есть с высшим Брахманом.

Единство Атмана как вечной и не подверженной изменениям реальности противопоставлено не только разнородности явленного мира, но и многообразию психических свойств личности. Четыре последовательных уровня соответствия онтологической картины мира определённым пластам или состояниям человеческой психики выражают постепенный подъём от многообразия к единству (Мандукья упанишада). На первом этапе Атман, называемый Вайшванара, пребывает в телесной оболочке и посредством органов чувств («ртов») «вкушает» физические элементы. В космологическом плане - это Вират, или «тело» Бога, образованное материальной вселенной, в психологическом - ему соответствует состояние бодрствования (джаграт). На втором этапе Атман, носящий название Тайджаса, олицетворяет собой всё многообразие психической жизни, выступая как субъект, воспринимающий «тонкие» элементы - разнообразные впечатления, идеи и так далее; на уровне космологии - это Хираньягарбха («Золотой зародыш»), то есть совокупность всех душ, в индивидуальном сознании ему соответствует сон со сновидениями (свапна). На третьем этапе Атман, называемый Праджня, переживает только состояние блаженства (ананда), в космологическом плане это Ишвара - всемогущий и всеведущий Господь, а в психологическом он связан с состоянием глубокого сна без сновидений (сушупти). Наконец, четвёртое состояние (турия) восстанавливает изначальную однородность Атмана, в которой совпадают его вселенский и психологический аспекты, а сам он полностью избавлен от ограничений авидьи.

Реклама

Отличение Атмана как чистого бытия и сознания от преходящих и изменчивых состояний тела и психики отразилось также в учении о «пяти атманах», как бы вложенных друг в друга (Тайттирия упанишада). Первый из них - это Атман аннамайя (состоящий из пищи), то есть физическое тело. Второй - пранамайя (состоящий из жизненных сил), образованный пятью пранами и пятью органами действия; он входит в тело после зачатия и обеспечивает жизнь отдельного существа. Третий Атман - маномайя (состоящий из разума) - образован умом (манасом), способностью сомнения (вимарша) и пятью органами чувств (индрия); он порождает желания, направленные на внешние объекты и тем самым связывает различные воплощения души (сансара). Четвёртый - виджнянамайя (состоящий из знания) - образован соединением интеллекта (буддхи), способности принимать решения (нишчая) и всё той же пятёрки индрий. Наконец, пятый Атман - нандамайя (состоящий из блаженства) — это совокупность ментальных состояний (вритти), которые наступают в глубоком сне без сновидений и характеризуются глубоким спокойствием. Представление упанишад об Атмане развивалось в дальнейшем ортодоксальными религиозно-философскими школами, прежде всего ведантой.

Лит.: Gelder J.M. van. Der Atman in der Grossen-Wald-Geheimlehre psychologisch ge­deutet. Mouton, 1957; Шанкара. Атмабодxa / Публ. A. Я. Сыркина // Идеологические течения современной Индии. М., 1965; Damodaran Е. Critique of self. Bombay, 1966; Hoang Sy Quy. Le Moi qui me dépassé selon le Vedanta. Saigon, 1971; Hulin M. Le prin­cipe de l’ego dans la pensée indienne classique: la notion d’ahamkàra. P., 1978; Sinhä K. The Self in Indian philosophy. Calcutta, 1991.

Н. В. Исаева.