Аутентичное исполнительство
АУТЕНТИЧНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (латинский authenticus, от греческого αυθεντικ?ς - подлинный, достоверный), практика исполнения музыки прошлого с учётом её специфических особенностей. Достижения западноевропейских учёных (Х. Риман, Й. Вольф, Ф. Людвиг, П. Обри и др.), которые уже с конца 19 века активно изучали и публиковали музыкально-теоретические трактаты, документы о жизни и деятельности композиторов, памятники изобразительного искусства и т.п., подготовили основу для «исторически осведомлённого исполнительства» (английский historically informed performance practice, сокращенно HIPP - самоназвание аутентичного исполнительства). Практическое применение сведений, почерпнутых из источников, нашло своё выражение, в первую очередь, в реконструкции и восстановлении старинных инструментов (в том числе натуральных духовых), в их альтернативной настройке (разновидности чистого и темперированного строев; смотри в статье Строй музыкальный), в воссоздании старинной техники игры (аппликатуры, штрихов, динамических нюансов и др.). В области вокальной музыки эксперименты аутентистов связаны с отказом от «романтического» вибрато, с широким использованием мужских фальцетов (контратеноров) и детских голосов вместо общепринятых женских. Академические хоры уступили место небольшим ансамблям, а большой симфонический оркестр, по существу, приобрёл вид ансамбля солистов-инструменталистов. Исполнение музыкальных сочинений, не имеющих единственной рукописи-архетипа (особенно светской музыки Средневековья и Возрождения), понимается как творческое «пересочинение», в связи с чем в аутентичном исполнительстве исключительная роль отводится стилистически выдержанной импровизации, основанной главным образом на варьировании мелодии и фактуры. Концерты аутентистов нередко сопровождаются театрализованными представлениями. Благодаря деятельности музыкантов-аутентистов многие малоизвестные музыкальные сочинения прошлого (например, анонимные средневековые мистерии, ренессансная танцевальная музыка, сочинения У. Бёрда, Г. И.Ф. Бибера, Я. Д. Зеленки, М. Маре, М. А. Шарнантье) вошли в концертный репертуар, а известные сочинения эпохи барокко и венского классицизма (например, кантаты И. С. Баха, симфонии В. А. Моцарта) приобрели иное звучание.
Реклама
Родоначальником движения аутентичного исполнительства считается английский музыкант А. Долмеч. Крупнейшие представители аутентичного исполнительства: Н. Арнонкур, Т. Бинкли, Ф. Брюгген, А. Венцингер, Дж. Э. Гардинер, Р. Гёбель, Н. Гринберг, А. Деллер, К. Дёберайнер, Р. Клеменчич, У. Кристи, братья Кёйкен, В. Ландовска, Г. Леонхардт, Д. Мунроу, Й. Саваль, К. Хогвуд, Р. Якобс. Среди музыкальных коллективов популярны: «Академия старинной музыки» («Academy of Ancient Music»), «Хильярд-ансамбль» («Hilliard Ensemble»), «Готические голоса» («Gothic Voices»; все - Великобритания); «Ар Флориссан» («Arts Florissants», Франция); «Японская Бахколлегия» («Bach Collegium Japan»); «Вокальная коллегия Гента» («Collegium vocale Gent», Бельгия); «Concentus musicus Wien» (Австрия); «Гесперион» («Hespèrion», Испания); «Студия старинной музыки» («Studio der frühen Musik»), «Musica antiqua Köln» (оба - Германия); «Оркестр 18 века» («Orchestra of the 18th Century», Нидерланды). У истоков движения аутентичного исполнительства в СССР стояли А. М. Волконский (основатель ансамбля «Мадригал») и А. Мустонен (руководитель эстонского ансамбля «Hortus rnusicus»), среди отечественных ансамблей - «Академия старинной музыки» (руководитель Т. Т. Гринденко). Мировой центр изучения старинной музыки и преподавания аутентичного исполнительства - «Схола канторум» (Базель).
Лит.: Dolmetsch А. The interpretation of the music of the XVII and XVIII centuries revealed by contemporary evidence. L., 1946; Eggebrecht Н. Н. Die Orgelbewegung. Stuttg., 1967; Haskell Н. The early music revival: а history. N. Y., 1988; Taruskin R. Text and act: essays on music and performance. N. Y., 1995.
С.Н. Лебедев.