Аутизм

АУТИЗМ (от ауто...), нарушение психической деятельности, главным проявлением которого является отсутствие или снижение потребности в общении с окружающими. Термин был введён Э. Блейлером в 1911 году для обозначения отрыва от реальности и ухода в себя, характерных для пациентов, страдающих расстройствами личности шизоидного типа. В 1943 году американский психиатр Л. Каннер (Kanner) описал «синдром детского аутизма» - особое состояние у детей, характеризующееся самоизоляцией, избеганием «глазного контакта», непониманием социальной стороны жизни, задержкой или отсутствием речи и стереотипным поведением. Общепринятой теории аутизма до настоящего времени не существует.

Диагностическими критериями детского аутизма являются проблемы с невербальной коммуникацией, неспособность устанавливать отношения со сверстниками, отсутствие желания поделиться своей радостью или достижениями с другими людьми, отсутствие разнообразных спонтанных ролевых игр, ограниченность интересов, следование специфическим ритуалам, повышенное внимание к частям предметов.

Реклама

Аутизм встречается у 4-5 из 10 тысяч детей. Мальчики страдают аутизмом в 3-4 раза чаще, чем девочки. Уровень развития когнитивных, речевых и социальных способностей в значительной степени варьирует у разных больных. Так, у 85% больных аутизм связан с умственной отсталостью, в то время как 15% демонстрируют нормальный и даже высокий уровень развития интеллекта. Для большинства детей, страдающих аутизмом, характерно отставание в речевом развитии, которое может проявляться в виде мутизма (полная неспособность говорить), эхолалий (повторение услышанного, «попугайная речь»), реверсии личных местоимений, неадекватного использования речи в социальном контексте. В то же время часть детей с аутизмом достигает высокого уровня развития речи.

Дефицит социальных навыков у детей с аутизмом во многом обусловлен трудностями понимания намерений, желаний других людей, то есть таких психических состояний, которые не имеют отчётливого внешнего проявления. Такого рода «психическая слепота» приводит к невозможности понимания и прогнозирования поведения людей, что делает этих больных социально беспомощными.

Прогноз последствий детского аутизма зависит от уровня интеллектуального и речевого развития, а также от сроков и интенсивности проводимых лечебных и коррекционных мероприятий. Разработаны специальные программы помощи аутичным детям, включающие психологические, педагогические, медицинские аспекты, а также помощь семье.

Взрослые, страдающие аутизмом, односложно отвечают на вопросы, пассивны, малоразговорчивы, предпочитают пребывать в одиночестве. Мышление грёзоподобное, когда реальные представления заменяются воображаемыми, желаемое принимается за действительное, все фантазии кажутся достижимыми. Логика построения умозаключений игнорируется. Мимика больных однообразная, бесстрастная, жестикуляция скудная, речь лишена интонаций, однотонная, движения плохо координированные, угловатые.

Аутизм у взрослых является одним из основных признаков шизофрении и расстройств личности шизоидного типа.

Лит.: Handbook of autism and pervasive developmental disorders / Ed. by D.J. Cohen, F.R. Volkmar. 2nd ed. N.Y., 1997; Башина В.М. Аутизм в детстве. М., 1999.

Н. Г. Манелис, Б. В. Шостакович.