Аватара
АВАТАРА (древнеиндийское, буквально - нисхождение), в индуизме нисхождение божества на землю, его воплощение в земное существо ради «спасения мира». Концепция аватара связана с мифологией Вишну, однако упоминаются земные воплощения и других богов (например, Праджапати первоначально превращается в рыбу, черепаху и вепря). В отличие от последних, аватара Вишну объединяются в канонические списки со стабильными сюжетами. Наиболее популярные из них: рыба-матсья, черепаха-курма, вепрь-вараха, человек-лев нарасинха, карлик-вамана, Рама с топором - Парашурама, Рама (герой Рамаяны), Кришна, Будда и Калки (или Калкин). В последовательности аватара Вишну традиционно усматривает отражение процесса эволюции жизни на земле: первые три аватара териоморфны, фиксируя развитие живого от рыб к млекопитающим; две следующие обозначают переход к антропоморфности; остальные же свидетельствуют о совершенствовании человека, сочетающего героику с духовностью.
Аватара Вишну объединяет идея восстановления и охраны миропорядка (дхармы); наиболее полное выражение она получает в сюжетах, связанных с образом Кришны (например, в «Бхагавадгите», где он говорит Арджуне: «Всякий раз, когда в этом мире наступает дхармы упадок, когда нагло порок существует, Я себя порождаю, Арджуна»), и особенно - с образом Калки: он уничтожает варваров и низких (дасью и шудр), восстанавливает власть царя-чакравартина (правителя мира) и возрождает порядок, основанный на варна-аш-рама-дхарме (религиозном законе), предписывающем каждому сословию (варна) выполнять определённые обязанности (дхарма) на соответствующей стадии жизни (ашрама). Концепция аватара выявляет свойственную индуизму способность ассимилировать первоначально чуждые ему верования и религиозно-философские идеи; об этом, в частности, свидетельствует включение Будды в число земных воплощений Вишну. В буддизме и джайнизме имеются сходные представления о множестве будд, бодхисаттв и тирт- ханкаров.
Реклама
Лит.: Seemann R. Versuch zu einer Theorie des AvatSra//Numen. 1986. Vol. 33. Fasc. 1; Parrinder Е. G. Avatar and Incarnation. Oxf., 1997; Бэшем А. Чудо, которым была Индия. 1- е изд. М., 2000. С. 325-332.
С. Л. Невелева.