Авель И Каин
АВЕЛЬ И КАИН (еврейский, буквально - дуновение, туман и «приобретение»; греческий ?βελ, латинский Abel; греческий Καιν; латинский Cain), библейские персонажи, первые сыновья Адама и Евы. Старший из них - Каин был земледельцем, Авель - пастухом (Бытие 4:1-2).
Бог принял жертву Авеля, принесённую им от первенцев своего стада и от их тука (жира), а жертву Каина от плодов земли не принял. Каин из зависти убил Авеля, а затем отказался ответить Богу на вопрос о местонахождении своего брата. В наказание Бог отнял от земли, которую возделывал Каин, плодородие, а сам Каин стал изгнанником и скитальцем, поселился в земле Нод, где стал отцом Еноха и построил первый город (там же, 4:16-17). Имя Каина исследователи связывают с названием города, в котором жили Кенеи (Числ. 24:21-22).
В Новом Завете образ Авеля осмысляется как один из символов невинно убитых (Мф. 23:35; Лк. 11:51); Авель назван праведным, а его вера и деяния прославлены (1 Ин. 3:12; Евр. 11:4). Имя Каина упоминается в Новом Завете в связи с жертвой Авеля; путь Каина осуждается как путь отвержения Бога (1 Ин. 3:12; Евр. 11:4; Иуд. 1:11).
Реклама
В христианской традиции Авель осмысливается как первый мученик, а Каин - как первый человекоубийца; одновременно Авель - ветхозаветный прообраз Христа, жертва Авеля - символ евхаристии. С именами Авеля и Каина связаны названия гностических сект авелитов (авелонитов) и кинитов (смотри Гностицизм). Предание об Авеле и Каине и его толкование содержат ряд апокрифических книг («Житие Адама и Евы», сирийская «Пещера сокровищ», эфиопская «Книга Адама»), Коран (5:30-34), сочинения апологетов и отцов Церкви (Тертуллиана, Иринея Лионского, Кирилла Александрийского, Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста) и мусульманских авторов (Табари, Ибн аль-Асир), причём многие послебиблейские толкования восходят к мидрашистской традиции (смотри Мидраш). Православной церковью Авель почитается как святой, его память отмечается в Неделю святых праотец и Неделю святых отцов.
Начиная с раннехристианского времени Авель изображается юным, в длинном одеянии, с нимбом, Каин — с бородой, иногда в короткой тунике и плаще с капюшоном (росписи катакомб на Виа Латина в Риме, 4 век). Атрибутами Авеля могут служить агнец и свиток. Цикл с историей Авеля и Каина встречается в книжной миниатюре и монументальных росписях, включает рождество Авеля и Каина, сцены их детства и юности, жертвоприношение Авеля и Каина (Авель иногда предстаёт с агнцем на плечах, в иконографическом типе Пастыря доброго), убийство Авеля Каином (оружие Каина, не описанное в Библии, - камень, дубинка, кирка, челюсть осла, лопата или серп). С 9 века цикл дополняется сценой погребения Авеля (церковь Санта-Мария Антиква в Риме). В средневековом искусстве существовал также сюжет оплакивания Авеля Адамом и Евой, пользовавшийся популярностью вплоть до эпохи барокко. С 11 века фигура Авеля помещается среди ветхозаветных праведников в композиции «Сошествие во ад». С 14 века в монументальной живописи известны отдельные изображения Авеля как библейского праотца, с 16-17 веков они входят в состав праотеческого ряда русских иконостасов.
Лит.: Michel Р. Н. L’iconographie de Cain et Abel // Cahiers de civilization medievale. Poitiers, 1958; Cassuto U. А Commentary on the Book of Genesis. Jerusalem, 1961-1964. Pt. 1: From Adam to Noah; Hughes Р.Е. А Commentary to the Epistle to the Hebrews. Grand Rapids, 1977; Huffmon В. В. Cain, the Arrogant Sufferer// Biblical and related stu- dies presented to Samuel Iwry. Winona Lake, 1985. Р. 109-113.
А. Б. Сомов; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).