Аверроизм

АВЕРРОИЗМ латинский (радикальный аристотелизм), направление в западноевропейской средневековой философии, представители которого стремились возродить философию Аристотеля в её целостности, основываясь на её интерпретации Ибн Рушдом (латинский Аверроэс).

Сложился в 1260-70-х годах в Парижском университете, на факультете искусств (философском факультете), где его основными представителями были Боэций Дакийский и Сигер Брабантский. Чтобы избежать конфронтации с церковным вероучением, латинские аверроисты выдвинули концепцию «двух истин», в соответствии с которой сферы разума и веры радикально отличны и независимы друг от друга: то, что истинно с точки зрения теологии, может быть ложным с точки зрения философии, и наоборот.

Одним из основных положений аверроизма являлся монопсихизм, то есть учение о едином разуме, общем для всех людей: отдельный человек оказывался лишь источником чувственных восприятий, благодаря которым осуществляется мыслительная деятельность всеобщего разума - вечно существующей и отделённой от материи субстанции (отношение между всеобщим разумом и индивидуальным человеком уподоблялось при этом отношению кормчего и корабля); из этой теории следовало также отрицание личного бессмертия. Кроме того, аверроисты приняли перипатетическую доктрину о вечности мира, отрицали творение в библейском его понимании, учили о детерминированности Божественной воли и о том, что человек достигает цели своего существования уже в земной жизни.

Реклама

Учение парижских аверроистов было дважды осуждено церковными властями (1270 и 1277 годы), с ними вели полемику такие теологи и философы, как Бонавентура, Альберт Великий, Эгидий Римский, Фома Аквинский, Генрих Гентский и другие. Всё это ослабило аверроистское движение, но, тем не менее, не искоренило его полностью.

Уже в последнем десятилетии 13 - начала 14 века аверроизм возродился в Париже (Ферранд Испанский, Жан Жаденский, пропагандировавший учение Аверроэса, Марсилий Падуанский, воспринявший некоторые идеи аверроизма и трансформировавший теорию «двух истин» в политическую теорию независимости друг от друга светской и духовной властей), но главным его оплотом в 14- 15 веках стали университеты Северной Италии - в Болонье (Джентиле из Чиньоли, Анджело из Ареццо, Таддео Пармский) и Падуе (Каэтан Тьеньский, Николетто Верниа, Агостино Нифо и др.). Падуанская школа аверроистов просуществовала вплоть до 17 века, оказав значительное влияние на творчество таких философов Возрождения, как П. Помпонацци и Чезаре Кремонини (умер в 1631 году).

Закат аверроизма как философского направления был связан с крушением аристотелевской картины мира и развитием науки Нового времени, к 18 веку аверроизм практически исчезает.

Лит.: Mandonnet Р. Siger de Brabant et l’Averroisme latin au XIIIe siecle. Fribourg, 1899; Ренан Э. Аверроэс и аверроизм // Ре- нан Э. Собр. соч. К., 1902. Т. 8-9; Van Steenberghen F. La philosophie au XIIIe siecle. Louvain, 1966; Kuksiewicz Z. De Siger de Brabant а Jacques de Plaisance. Wroclaw, 1968; Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972; Hayoun М. R., Libera А. de. Averroes et l’Averroisme. Р., 1991.

А. В. Апполонов.