Авраамий Палицын
АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН (в миру Аверкий Иванович) (около 1550 года, село Протасьево близ Ростова - 13.9.1626, Соловецкий монастырь), русский церковно-политический деятель, писатель. Из боярского рода. Служил воеводой в Коле и Холмогорах, «государевым посланником» на Русском Севере. При Фёдоре Ивановиче в 1587 или 1588 году сослан в Соловецкий монастырь, где около 1597 года принял постриг, был келарем и монастырским старцем. В 1607/1608 году келарь Троице-Сергиева монастыря. Во время Троицкой осады 1608-10 года был в Москве, оказывая помощь осаждённым. Состоял в посольстве к польскому королю Сигизмунду III, которому присягнул под Смоленском в 1610 году. Изменил свою позицию и вместе с преподобным Дионисием (Зобниновским) принял участие в составлении патриотических грамот о спасении Москвы, поддержке ополчения К. Минина и князя Д. М. Пожарского.
На Земском соборе 1613 года подал голос за Михаила Фёдоровича Романова. Был в числе инициаторов правки богослужебных книг, за которую в 1618 году были осуждены преподобный Дионисий (Зобниновский), Иван Наседка и Арсений Глухой. В 1618 году управлял Троице-Сергиевым монастырем и руководил его обороной от польско-литовских войск королевича Владислава. Вернувшийся из плена Филарет (Романов) в 1619 году восстановил Дионисия и побудил Авраамия Палицына уехать в Соловецкий монастырь, где он около 1620 года окончил «Историю в память предьидущим родом» (известную как «Сказание Авраамия Палицына»), запечатлевшую драматические события 1584-1618 годов.
Реклама
Фрагмент сказания преподобного Дионисия об осаде Троицы в 1608-10 годах помещён Авраамием Палицыным в широкий политический контекст Смутного времени. Признавая Высшую волю и Божественную сущность самодержавия, он ищет причины гражданской войны в «слезах и гневе» угнетённых «простых» людей и «безумном всего мира молчании» при «похищении» царской власти Борисом Годуновым. Вера и народный патриотизм вернули Русь к благоденствию при Михаиле Романове. Прекрасно зная летописи, жития, документы и публицистику Смуты, Авраамий Палицын писал реалистично и динамично, с огромным вниманием к личности. Эпический текст ясен и эмоционален, ряду эпизодов Авраамий Палицын придал былинную форму ритмического сказа, широко использовал эпитеты, метафоры и рифмованную прозу. Составившее новое слово в исторической русской литературе произведение было весьма популярно в 17-18 веках.
Соч.: Сказание Авраамия Палицына/Подготовка текста и комментарий О. А. Державиной, Е. В. Колосовой. М.; Л., 1955.
Лит.: Корольков Н. Ф. Старец Авраамий Палицын и его деятельность в Смутное время на Руси. СПб., 1902; Солодкин Я.Г. Авраамий (в миру А. И. Палицын) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3. Ч. 1 (библ.).
А. П. Богданов.