Австралийцы

АВСТРАЛИЙЦЫ

1) Население Австралии.

2) Австралийцы - аборигены, потомки коренного населения Австралии и островов Торресова пролива. Численность, включая евро-австралийских метисов, 410 тысяч человек (2001 год, перепись). На островах Торресова пролива живут 26,9 тысяч человек. Живут в основном в удалённых от городов районах  - Северной, Северо-Западной, Северо-Восточной и Центральной Австралии, часть - в городах.

Языки австралийские, говорят также на английском языке и различных вариантах пиджинов. Ныне большинство австралийцев опираются на государственную и иную благотворительность.

Традиционный способ жизнеобеспечения (охота, рыболовство и собирательство, у части островитян Торресова пролива - ручное земледелие) почти полностью утрачен. Верующие - протестанты (англикане, методисты, лютеране, пресвитериане, баптисты и другие) и католики; сохраняются традиционные культы.

Заселение Австралии происходило из Юго-Восточной Азии от 60-50 до 30 тысяч лет назад. С дополнительным притоком переселенцев, прибывших морем около 5 тысяч лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго и новой каменной индустрии. До начала европейской колонизации культура и расовый тип австралийцев (австралоидная раса) претерпели существенную эволюцию. К приходу европейцев численность австралийцев предположительно достигла около 0,5 миллиона человек.

Реклама

Выделяются крупные лингвистические общности: арренте (арранта, аранда), питьянтьятьяра, пинтупи, валпири (вальбири) - в Центральной Австралии; кариера, ньюлньюл (ньоль-ньоль) - на северо-западе; йолнгу, гагаду (какаду) - на севере; вик-мунгкан, йир-йоронт - на северо-востоке; нарриньери, камиларои, курнаи - на юго-востоке и др.

Существование у австралийцев племён в современной науке отрицается. Основным социальным объединением были локальные группы с непостоянным составом (от 20 до 100 человек и более в зависимости от экологических условий), включавшие семьи, основанные на вирилокальном, нередко полигинном браке.

Материальная культура типична для присваивающего хозяйства; орудия и оружие - заострённая палка, копьё, копьеметалка, каменный топор, бумеранг и палица; одежда - набедренные повязки, пояса, изредка - накидки из шкур; временные жилища - ветровые заслоны, навесы, лёгкие хижины. Для австралийцев характерна разветвлённая социальная организация, основанная на родственных связях: патрилинейные кланы, в ряде районов сосуществовавшие с матрилинейными, фратрии (половины), секции и подсекции (брачные классы), а также объединения культового характера - тотемические группы; изощрённые номенклатуры родства - классифицирующие, чаще бифуркативно-сливающие, реже - генерационные.

Австралийцы обладали сложной духовной культурой: тотемические культы, обряды плодородия, размножения тотема - интичиума, инициации, культы демиургов и небесных божеств-прародителей, инсценировки, праздники корробори, наскальная живопись, петроглифы, дендроглифы, изображения на коре, на земле, на культовых предметах, в том числе на чурингах, скульптурная и орнаментальная резьба по дереву и камню, ритуальная раскраска тела, скарификация и другое. Имелась выраженная дифференциация статусов, основанная на половозрастных делениях, среди мужчин выделялись лидеры локальных групп, руководители обрядов, колдуны и знахари, выдающиеся воины, мастера и художники.

Устное творчество. В мифологии преобладали мифы о деяниях первопредков, обусловивших современное мироустройство, и миграционные предания.

Музыкальные инструменты главным образом ударные и шумовые: соударяемые деревянные палочки; погремушки из сухих плодов, раковин; сухие свёрнутые рулоном шкуры, по которым ударяют кулаком; шуршащие листья, привязываемые к ногам и рукам танцующих; «священное» бревно (выдолбленный ствол дерева, символизирующий чрево Матери-прародительницы), по которому ударяют палками. Аэрофоны: трубы юлунгул и дидьериду (длиной 1,2-1,8 м), ритуальные гуделки (чуринги). Характерны обычаи обмена песен.

Колонизация, сопровождавшаяся целенаправленным истреблением австралийцев, обезземеливанием и вытеснением в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями, привела к резкому снижению их численности - до 60 тысяч человек в 1921 году.

Однако государственная политика протекционизма (с конца 19 века), в том числе создание охраняемых властями резерваций, а также материальная и медицинская помощь (особенно после 2-й мировой войны) способствовали росту численности австралийцев. Ныне темпы роста их численности (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские, хотя уровень жизни существенно ниже среднеавстралийского. В 1967 году австралийцы получили гражданские права. С конца 1960-х годов развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцам на условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Лит.: Элькин А. П. Коренное население Австралии. М., 1952; Кабо В. Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., 1969; Локвуд Д. Я - абориген. М., 1971; Артемова О. Ю. Прошлое и настоящее коренных австралийцев//Расы и народы. М., 1980. Вып. 10; она же. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине по австралийским этнографическим данным. М., 1987; Берндт Р. М., Берндт Н. Х. Мир первых австралийцев. М., 1981; Роуз Ф. Аборигены Австралии. М., 1981; Макконнел У. Мифы мункан. М., 1981; The Encyclopaedia of aboriginal Australia: In 2 vol. Canberra, 1994; The Cambridge Encyclopaedia of hunters and gatherers. Camb., 1999.

О. Ю. Артёмова; М. В. Есипова (фольклор).