Автономия
АВТОНОМИЯ (греческий α?τονομ?α от α?τ?ς сам и ν?μος - закон), определённая степень самостоятельности каких-либо органов, организаций (автономия учреждений), территориальных, национальных и других общностей (автономия общностей) в вопросах их функционирования и жизнедеятельности в рамках системы управления.
Автономия учреждений может быть финансовой, экономической и предоставляется, как правило, отдельным органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требующей принятия оперативных и компетентных решений.
Автономия общностей может быть территориальной, национально-территориальной, национально-культурной.
Территориальная автономия - внутреннее самоуправление территориальных единиц государства (регионов), обладающих самостоятельностью в рамках конституции или закона. Самоуправляющиеся территориальные единицы (автономные области, автономные районы, автономные округа, автономные уезды и др.) обладают самостоятельностью в решении своих дел. Основы правового положения территориальной автономии обычно регулируются конституциями (например, Конституция Испании 1978 года) или специальными законами (например, положение Корсики во Франции), определяющими её статус, систему автономных органов, их компетенцию, взаимоотношения с центральными органами власти, порядок рассмотрения споров между автономными образованиями и центром. Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что автономные единицы вырабатывают (иногда также сами принимают) основополагающие нормативные акты, определяющие их внутреннее устройство (конституции, уставы, положения, статуты, хартии самоуправления и т. д.). В некоторых случаях территориальная автономия наделяется полномочиями в области налогообложения (например, парламент Шотландии имеет право изменять базовые ставки налогообложения, установленные парламентом Великобритании). В зависимости от объёма прав территориальной автономии выделяют две её формы: государственную (законодательную) и местную (административную). Государственная форма характеризуется тем, что её носитель имеет внешние признаки государства (парламент, правительство), иногда собственную конституцию, гражданство, причём в общегосударственной конституции обычно определяется сфера законодательной компетенции автономного парламента (области в Италии, Испании, Шотландия в Великобритании). Местная форма таких признаков не имеет, а круг автономных прав территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом (в частности, автономные районы, автономные округа, автономные уезды в КНР). Центральная власть в автономных единицах может быть представлена специальным чиновником, государственным секретарём или комиссаром, который осуществляет контроль за тем, чтобы деятельность органов власти автономии не выходила за пределы компетенции, предоставленной им конституцией или законом. В некоторых странах законом предусмотрены специальные процедуры рассмотрения споров между центральными и автономными властями (например, в Дании актами о местном управлении Фарерских островов, 1948, и Гренландии, 1978).
Реклама
Национально-территориальная автономия - особый автономный статус территориальных единиц со значительной долей населения другой национальности или населения, отличающегося иными особенностями своего быта (Аландские острова в Финляндии, населённые шведами; о. Гренландия в Дании, населённый эскимосами; островные и некоторые приграничные области Италии).
Одна из разновидностей национально-территориального автономного образования - автономные республики, которые в прошлом были формой национально-территориальной автономии в РСФСР. В Российской Федерации, после заключения 31.3.1992 Федеративного договора, республики, бывшие ранее автономными, преобразовались в республики в составе Российской Федерации. Автономные республики существуют в некоторых странах СНГ (например, Нахичеванская Республика в Азербайджане, Аджарская Республика в Грузии, Республика Крым в Украине).
К началу 21 века в России существует два вида национально-территориальных образований - автономная область (Еврейская АО) и автономные округа. Особенность их статуса заключается в том, что они наряду с республиками, краями, областями, городами федерального значения признаются субъектами Федерации. Вопрос о вхождении в состав Российской Федерации территорий автономных субъектов регулируется специфическим образом. Еврейская АО входит в Российскую Федерацию непосредственно. Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российскую Федерацию непосредственно или через другой субъект Федерации (край, область). При этом отношения автономных округов, входящих в состав края, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Из всех автономных округов только Чукотский автономный округ в 1992 году выделился из Магаданской области и непосредственно вошёл в состав Российской Федерации. Другие округа входят в состав Российской Федерации через края или области.
Национально-культурная автономия - особая форма национально-культурного самоопределения национальных меньшинств. В России - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определённым этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение, а осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. Создание такой автономии предусмотрено в Российской Федерации специальным законом «О национально-культурной автономии» (1996).
Лит.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 2-е изд. М., 1996. Т. 1-2: Общая часть; Правовые системы стран мира. 3-е изд. М., 2003; Коданева С. И. Британский регионализм: Конституционная реформа. М., 2004; Баглай М. В., Лейбо Ю. И., Энтин Л. М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2004.
И. А. Ракитская.