Автопортрет

АВТОПОРТРЕТ - портрет художника, выполненный им самим (часто с помощью зеркала). Может быть самостоятельным произведением либо частью группового портрета или многофигурной композиции. Автопортрет отражает самосознание художника, оценку им собственной личности и творческих принципов. Автопортрет встречается уже в древнеегипетском искусстве (рельеф с изображением одного из авторов гробницы Птаххотепа близ Саккары, около 2310 года до нашей эры). Со времен античности автопортрет часто служил своеобразным «автографом» мастера (например, предполагаемый автопортрет скульптора Фидия на щите статуи Афины-Парфенос). В средневековом искусстве эта традиция сохранялась (изображения мастера Аврама на так называемых Магдебургских вратах Софийского собора в Новгороде, скульптора Петра Парлержа в трифории собора Святого Вита в Праге и др.). Многие автопортреты относятся к типу так называемого аллегорического портрета; для них характерны тщательно продуманные аксессуары, часто имеющие отношение к профессии художника.

АВТОПОРТРЕТИтальянские живописцы Раннего Возрождения нередко вводили автопортрет в религиозные композиции (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Л. Синьорелли) - в качестве ассистирующих или созерцающих сакральное событие персонажей. Как самостоятельный вид портретного искусства автопортрет сложился во 2-й половине 15 века и в период Высокого Возрождения (Антонелло да Мессина, А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Рафаэль), когда возросло общественное значение художника. В искусстве Позднего Возрождения в автопортрете раскрывались драматические судьбы творческой личности (Микеланджело - во фреске «Страшный суд», 1536-41; Тициан, Я. Тинторетто). Для автопортрета в искусстве маньеризма характерна замкнутость, усложнение внутреннего мира (Понтормо, Ф. Пармиджанино).

Реклама

В 17 веке автопортреты выделяются психологической глубиной и напряжённостью; прежде всего это относится к Рембрандту, оставившему впервые в истории искусства цикл автопортретов. Чувством собственного достоинства наполнены произведения Н. Пуссена и П. П. Рубенса. Художники 18 века (Ж. Б. С. Шарден, Дж. Рейнолдс, Ж. Л. Давид) наряду с социальной характеристикой подчёркивали в автопортрете значение частной жизни и самоценность внутреннего мира человека.

З. Е. СеребряковаВ искусстве романтизма автопортрет утверждал обособленность творческой личности, нередко и трагическое разочарование (Э. Делакруа, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов и др.). Во 2-й половине 19 - начале 20 века автопортрет служил средством выражения собственной живописно-пластической концепции мастера (Г. Курбе, Э. Дега, П. Гоген, П. Сезанн, Н.С. Гончарова), его внутренней духовной напряжённости (автопортретный цикл В. Ван Гога; работы Н. Н. Ге, М. А. Врубеля, М. В. Добужинского и др.). Некоторые автопортреты (художников «Мира искусства», также М. Дени и др.) наделены чертами эстетского самолюбования. Интенсивные и разнообразные поиски новых средств выражения сложной духовной сущности художника-творца характерны для автопортрета 20 века и современности (мастера экспрессионизма, С. Дали, М.З. Шагал, К. С. Петров-Водкин, К. С. Малевич, Дж. Де Кирико, М. С. Сарьян, С. Т. Конёнков и многие другие). Крупнейшая коллекция автопортретов составляет особый раздел галереи Уффици (Флоренция).

Лит.: Benkard Е. Das Selbstbildnis vom 15. bis zum Beginn des 18. Jahrhunderts. В., 1927; Gasser М. Das Selbstbildnis. L., 1963; «Автопортрет в русском и советском искусстве», выставка. (Кат.). М., 1977.