Авторотация

АВТОРОТАЦИЯ (от авто... и латинского rotatio - вращение),

1) режим работы несущего винта автожира или вертолёта, вращение которого обеспечивает набегающий на винт поток воздуха. При отказе (или выключении) силовой установки летательного аппарата (ЛА) несущий винт одновременно с началом снижения аппарата переходит на режим авторотации, при котором энергия, необходимая для вращения создающего подъёмную силу винта, образуется в результате уменьшения потенциальной энергии ЛА. При авторотации подъёмная сила несущего винта практически равна силе тяжести ЛА, а крутящий момент на валу винта приближается к нулю, что позволяет автожиру или вертолёту с неработающим двигателем, осуществляя пологое планирование, совершить безопасную посадку. Выполнить безопасную посадку на режиме авторотации со снижением строго по вертикали (без планирования) невозможно, т.к. в этом случае скорость снижения слишком велика (примерно вдвое больше, чем при снижении с планированием).

2) авторотация воздушного винта самолёта - вращение винта под действием набегающего потока воздуха во время полёта при отказе (или выключении) силовой установки этого винта. Авторотация в полёте нежелательна, т.к. создаёт значительное аэродинамическое сопротивление. Для уменьшения последнего лопасти винта устанавливают в так называемое флюгерное положение, при котором их сопротивление набегающему потоку воздуха настолько мало, что винт перестаёт вращаться.

3) авторотация газотурбинного двигателя - вращение ротора двигателя под действием скоростного напора воздуха (без сжигания топлива в камере сгорания) во время полёта ЛА. При прекращении работы двигателя авторотация наиболее благоприятна для полёта, т.к. аэродинамическое сопротивление двигателя на этом режиме меньше, чем двигателя с невращающимся ротором. В полёте режим авторотации применяют также для облегчения повторного запуска заглохшего двигателя.

Е. С. Вожждаев.