Айны

АЙНЫ (айну), народ на севере Японии (остров Хоккайдо). Численность 15 тысяч человек (2000 год, оценка). Занимают обособленное положение по языку (айнский язык) и антропологическому типу (курильская раса). Современные айны говорят преимущественно по-японски, верующие в основном буддисты, сохраняются также традиционные культы.

Предки айнов мигрировали, видимо, из Восточной или Юго-Восточной Азии в Японию в мезолите - раннем неолите. До середины 20 века жили также на юге острова Сахалин и Курильских островах, до 18 века — на юге полуострова Камчатка и севере острова Хонсю; вероятно, ранее населяли другие японские острова, где, возможно, прослеживается айнская топонимика. Были ассимилированы японцами, нивхами (на Сахалине) и ительменами (на Камчатке и Курилах). Традиционные занятия - сезонный лов проходной рыбы, морской рыболовный промысел, охота, прибрежное и лесное собирательство. Существовало примитивное земледелие (просяные культуры), держали охотничьих, на Сахалине - также упряжных собак. Традиционные орудия - лук с отравленными стрелами, копьё, гарпун и острога с поворотными наконечниками. Традиционное жилище - наземное каркасное из тростника, на Сахалине и Курилах - также землянка; одежда - набедренная повязка и туникообразный прямокройный халат, орнаментированный аппликацией (криволинейно-спиральный орнамент, типичный для народов Тихоокеанского побережья). Существовало ткачество на ручном станке малайского типа из волокон крапивы и луба вяза. Была развита резьба по дереву (сосуды). Гончарство утрачено в 17-18 веках, вытесненное импортом посуды японского производства. Высоко ценились японская лаковая посуда и мечи. Посёлки насчитывали 10-15, до 18 в - 50-60 домохозяйств; до 18 века существовала племенная структура с вождями. Были развиты культы хозяев природы, предков, очага, астральные культы, медвежий праздник, культ фетишей-инау.

Реклама

Современные айны почти полностью аккультурированы, предпринимаются попытки возрождения традиционной культуры: ведётся преподавание и издаётся газета на айнском языке, работают краеведческие музеи, создана национальная ассоциация.

АЙНЫУстное творчество включает песни (юукара): личные с импровизированным текстом; личные праздничные (синохца - «усладительные напевы»); общеплеменные (хау - «голос»); любовные - женские и мужские; колыбельные (ихунке) с различными звукоподражаниями. Сказки речитируются на типовые напевы (хау). Эпические и героические сказания поются мужчинами на традиционные напевы в сопровождении ритмичных ударов палкой, женщинами - на собственные мелодии без сопровождения.

Песни-танцы сопровождают обрядовые действа и праздники (основной - медвежий праздник), шаманские ритуалы тусу; ритуальные парные звуковые игры рекухкара включают так называемое горлохрипение (специфическое звукопроизведение на вдохе и выдохе). У японских айнов известны также групповой танец-песня римсэ, мужской танец тапкар. Из музыкальных инструментов у айнов сохранились женские: 2-5-струнный цитровидный тонкори; бамбуковый или деревянный варган муккури/муккуна; в прошлом существовали флейты, натуральные трубы; бубны (сопровождали шаманское пение; сохраняются у японских айнов). Фольклор российских айнов отмечен влиянием народов Приморья.

Лит.: Айну дэнто онгаку. Токио, 1965; Невский Н.А. Айнский фольклор. М., 1972; Арутюнов С. А., Щебеньков В. Г. Древнейший народ Японии: Судьбы племени айнов. М., 1992; Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. Якутск, 1996; Пилсудский Б. Фольклор сахалинских айнов. Южно-Сахалинск, 2002.

С. А. Арутюнов; М. В. Есипова (устное творчество).