Айвазовский Иван Константинович

АЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван (Ованес) Константинович [17(29).7. 1817, Феодосия - 19.4(2.5).1900, там же], российский живописец. Сын армянского купца. Учился в петербургской Академии Художеств (1833-37 годы) у М. И. Воробьёва и Ф. Таннера. Пенсионер Академии Художеств в Италии (1840-44 годы). С 1844 года живописец Главного морского штаба. С 1845 года жил в Феодосии, где преподавал в своей художественной мастерской (с 1865 года) и основал Картинную галерею (1880 год; ныне имени Айвазовского).

Чесменский бойАкадемик (1844 год), профессор (с 1847 года), почётный член (1887 год) петербургской Академии Художеств; также член ряда европейских академий художеств. Много путешествовал по России, странам Европы, Ближнего Востока, Африки и Америки.

В ранних работах Айвазовский продолжал традиции учителей («Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835 год, ГТГ, и другие), но уже с 1840-х годов приобрёл европейскую известность как один из крупнейших маринистов своего времени. Творчество Айвазовского высоко ценили современники (К. П. Брюллов, В. А. Жуковский, У. Тёрнер). В 1836 году художник познакомился с А. С. Пушкиным и впоследствии посвятил ему ряд картин.

Реклама

Главной темой искусства Айвазовского на протяжении всей жизни оставалась вечно изменчивая, грозная стихия моря. Его картинам свойственны романтическая приподнятость, использование необычных эффектов освещения; нередко Айвазовский изображал героизм людей, спасающихся при кораблекрушении («Девятый вал», 1850 год, ГРМ). Столь же эмоционально напряжённы и драматичны многие его полотна на темы подвигов русского флота, со времён Петра I до событий Крымской (1853-56 годы) и русско-турецкой (1877-78 годы) войн. Обладая феноменальной зрительной памятью, Айвазовский создавал картины в ателье, доведя свою живописную технику до виртуозного совершенства.

В поздний период внешняя патетика, бравурная живописность сменились у Айвазовского эпической трактовкой темы моря, его суровой силы и величия; колорит стал более сдержанным и тонко нюансированным в пределах единой тональности («Чёрное море», 1881 год, ГТГ; «Среди волн», 1898 год, Феодосийская КГ). Писал также виды украинских степей, Кавказа, европейских городов, религиозные композиции и картины на темы из истории и культуры армянского народа. В наследии Айвазовского (достаточно неравноценном по качеству) около 6 тысяч картин, также рисунки и акварели.

Лит.: Айвазовский. Документы и материалы. Ер., 1967; Пилипенко В.Н. И. К. Айвазовский. Л., 1980; Хачатрян Ш. Айвазовский известный и неизвестный. Самара, 2000.

В. А. Кулаков.