Азазель
АЗАЗЕЛЬ (еврейский «аз» - сильный, крепкий, «ель» - бог, сила).
1) В иудейской традиции демоническое козлоподобное существо пустыни, имя одного из падших ангелов, для умилостивления которого приносилась жертва («козёл отпущения»). В талмудической традиции отождествлялся с сатаной или Самаэлем (злым духом, принявшим облик змея и соблазнившим Еву; иногда выступает как ангел смерти), или с именами падших ангелов - Азаеля или Узы.
В апокрифической «Книге Еноха» (2 век до нашей эры) Азазель - предводитель падших ангелов, пришедших на землю перед Всемирным потопом. Азазель научил мужчин делать оружие, вести войну, раскрыл им секреты ведовства, женщин научил блудному искусству раскрашивания лица и вытравливания плода; так в христианской традиции трактуется библейское место о блуде падших ангелов («сынов божьих») и «дочерей человеческих» (Бытие 6:2,4). Всё это привело людей к развращению, что стало причиной Всемирного потопа. По велению Бога Азазель был связан архангелом Рафаилом и прикован к скале в пустыне Дудаэль, где и должен находиться во тьме до Судного дня, когда будет брошен в огонь, чтобы исчезнуть навсегда. Переложение этой истории встречается в раввинистических мидрашах. Азазель фигурирует в мандейской и арабской мифологиях. Имя Азазель употребляется в художественной литературе (например, персонаж Азазелло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
2) Место в пустыне (гора или обрыв), с которого в Йом киппур сбрасывался «козёл отпущения».
3) «Козёл отпущения» (Лев. 16), который раз в год в день очищения грехов изгонялся в пустыню и на голову которого первосвященник через возложение рук перекладывал грехи народа Израилева.
В средние века Азазель стал восприниматься как персонифицированный образ ритуальной нечистоты и зла.
Лит.: Neugroschel J. The great works of Jewish fantasy and occult. Woodstock; N.Y., 1997; Книга Еноха. Апокрифы. СПб., 2000; Тантлевский И. Р. Книги Еноха. М.; Иерусалим, 2000; Ginzberg L. Legends of the Jews: In 2 vol. Phil., 2003.
С. В. Бабкина.