Богомильство

БОГОМИЛЬСТВО (богумильство), одно из крупнейших религиозно-социальных еретических движений на Балканах и в Малой Азии в 10-15 веках. По имени (или прозвищу) первого ересиарха - попа Богомила - последователи движения получили наименование богомилов. Ересь возникла, по-видимому, среди сельского населения Болгарии в начале 10 века. Основу движения составляли представители низшего духовенства и провинциальное монашество, в первую очередь странствующие иноки, не принадлежавшие к определённым монастырям.

Учение богомилов. Несмотря на несомненное влияние манихейства, а также ересей павликиан и мессалиан, богомильство было самобытным религиозным движением. В основе учения богомилов лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нём доброго и злого начал. Однако в отличие от павликиан богомилы были умеренными дуалистами, так как считали, что добро победит зло.

Космогония и теология. Согласно учению богомилов, вначале существовал только благой Высочайший Бог, который создал огромную невидимую Вселенную до Седьмого Неба и основные стихии; Он управлял ими вместе со своим сыном Сатанаилом. Завидуя Отцу, Сатанаил решил стать независимым от Него и поставить трон на Седьмом Небе. Он привлёк на свою сторону и часть ангелов. Высочайший Бог узнал об этом и низверг их с неба. Но Сатанаил с помощью неотнятого у него божественного дара создал из хаоса видимые небо и землю с морями и океанами, небесные светила, растения и животных, а затем сотворил Адама и Еву, но не смог вдохнуть в них душу и был вынужден обратиться к Отцу с просьбой послать своё божественное дыхание для оживления их. Высочайший Бог сжалился и оживил первых людей. Постепенно Сатанаил полностью подчинил себе род человеческий, так что лишь немногие из людей знали о своём первоначальном назначении - заменить падших ангелов. Высочайший Бог решил освободить человечество от власти Сатанаила. Он произвёл из Себя второго (младшего) Сына, Иисуса, или Слово, который явился в мир в эфирном теле, имевшем только вид человеческого. Через три дня после своей призрачной смерти Иисус явился во всём величии перед Сатанаилом, отсёк от его имени слог «-ил», тем самым лишив его божественной природы, и оковал цепями, теперь уже как злого духа - Сатану. Затем Иисус вознёсся на небо, занял 2-е после Отца место и получил власть над всеми ангелами. После этого Высочайший Бог произвёл из Себя Святой Дух, который воздействует на души людей.

Реклама

Отношение к христианской церкви и светской власти. Богомилы не признавали обряды и таинства христианской церкви, считая их делом рук Сатаны, не посещали церковь, не почитали иконы, церковные праздники, а также мощи, не признавали истинность смерти и Воскресения Иисуса Христа, полагая, что они были призрачными, не считали Деву Марию Богородицей. Богомилы утверждали, что между Богом и человеком не нужен посредник - духовенство. Из христианских книг признавали только Новый Завет; большинство книг Ветхого Завета, за исключением Бытия, отвергали полностью. В богомильстве были сильны и социально-политические тенденции. Богомилы отвергали светскую власть и смогли в известной мере включиться в структуру феодального общества только в 13—14 веках в Боснии с её специфическим политико-географическим положением и конфессиональной ситуацией.

История. Богомильство, укрепившись в 10 веке в Болгарии, получило в 11-12 веках широкое распространение в Византии, где богомилы назывались фундагиагитами, а также в Сербии и Боснии. Во 2-й половине 10 - начале 11 века богомильство способствовало ослаблению Болгарского царства и завоеванию его Византией. В период византийского владычества 11-12 века богомилы активно участвовали в восстаниях против империи (1040, 1072). В Боснии богомильство играло заметную роль на протяжении 12 - 1-й половины 15 века и пользовалось (хотя и не постоянно) покровительством верховной власти и крупных феодалов. В середине 12 века богомильство начало проникать во Францию и Северную Италию, оказывая влияние, прежде всего сочинениями, на западноевропейских ереси (катаров, альбигойцев). Ряд апокрифов, испытавших влияние учения богомилов («Видение пророка Исаии», «Откровение Варуха», «Откровение Еноха»), вместе с другими болгарскими литературными памятниками получил известность и в Киевской Руси.

С конца 11 века Церковь и светская власть в разных странах активно боролись с широко распространившимся богомильством. Так, Алексей I Комнин принимал суровые меры для обращения богомилов в православие. Эту политику продолжили Иоанн II Комнин и Мануил I Комнин, созвав несколько церковных соборов против богомилов (1140, 1143, 1156-57). В Сербии против богомилов боролся святой Стефан Неманя (собор в Расе, между 1172 и 1180), в Болгарии - царь Борил (собор в Тырнове, 1211). Католическая церковь и венгерские короли (в зависимости от которых была Босния) начиная с 20-х годов 13 века неоднократно предпринимали против боснийских богомилов крестовые походы. Однако богомильство не было уничтожено и в 13-14 веках представляло серьёзную угрозу, как для католической, так и для православной церкви. В 14 веке богомильство проникло на Афон и вновь усилилось в Болгарии. В Боснии лишь в правление короля Степана Томаша (1443-61) францисканцы принудительно обратили богомилов в католичество. По мнению ряда исследователей, в 14 веке богомильство проникло и на Русь, оказав влияние на ересь стригольников. После завоевания Балканского полуострова турками богомильство стало постепенно исчезать. Последние свидетельства о богомилах относятся к 17 веку. Часть болгарских богомилов в 17 веке перешла в католичество, часть (в Родопах) приняла ислам. Большинство богомилов Боснии и Албании также перешло в ислам.

Соч. осн. богомильские: Le nouveau testament, traduit au XIIIe siècle en langue provençale, suivi d’un rituel cathare / Ed. L. Clédat. Р., 1887; Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 1925. София, 1970; Turdeanu Е. Apocryphes bogomiles et pseudobogomiles // Revue d’histoire des religions. 1950.Vol. 138. № 1. Р. 22-52; № 2. Р. 176-218; Ангелов Д., Примов Б., Ботаклиев Г. Богомилството в България, Византия и Западна Европа в извори. София, 1967; Стара българска литература. София, 1981. Т. 1 (Апокрифи); Тьпкова Заимова В., Милтенова А. Историко-апокалиптичната книжина във Византия и в средновековна България. София, 1996.

Соч. осн. антибогомильские: Попруженко М. Г. Синодик царя Борила // Български старини. 1928. Кн. 8; он же. Козма пресвитер български писател Х век // Български старини. 1936. Кн. 12; Euthymii Zigabeni. Narratio de Bogomilis (Κατ? Βογομ?λων) // Patrologiae cursus completus. Series Graeca Ed. J. Р. Migne. PG. Vol. 130. Col. 1298-1333; Евфимий Зигабен. Против богомилов. К., 1902; Богданoeuћ Д. Српска прерада Козмине Беседе у Зборнику попа Драгольа // Balcanica. Sofia, 1976. Т. 7. С. 61-90.

Лит.: Obolensky D. The Bogomils: А Study in Balkan Neo-Manichaeism. Camb., 1948; Драгojлoвић Д. Богомилство на Балкану и у Мало Азир. Београд, 1982. Т. 2; Ангелов Д. Богомилството. София, 1993; Оболенски Д. Богомилите. София, 1998.

П. И. Жаворонков.