Игнатий (патриарх Московский и всея Руси)

ИГНАТИЙ (не позднее 1560, Греция - 1640, Вильно, Речь Посполита), патриарх Московский и всея Руси.

Сведения о его жизни до приезда в Россию скудны. По одним данным, он был епископом г. Эриссо (Греция), а по другим - происходил с острова Кипр, где был архиепископом. Остался без кафедры и уехал в Рим. Оттуда прибыл около 1593-95 в Россию; некоторое время жил в Москве на милостыню царя Фёдора Ивановича. Около 1603 года при Борисе Фёдоровиче Годунове получил рязанскую кафедру. Первым из русских архиереев признал Лжедмитрия I, встретив его в Туле как царя и приведя к присяге Лжедмитрию всех изменивших Борису Годунову «русских людей». По настоянию Лжедмитрия в июне 1605 был избран патриархом после насильственного сведения с патриаршества патриарха Иова; в июле того же года венчал Лжедмитрия на царство. Принял деятельное участие в свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Участвовал в избрании послов к сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку с просьбой выдать свою дочь Марину замуж за Лжедмитрия. В 1606, присоединив Марину Мнишек через миропомазание к православию, венчал её с Лжедмитрием. По некоторым данным, в патриаршем сане Игнатий готов был содействовать принятию русской Церковью унии. После убийства Лжедмитрия лишён патриаршего и епископского сана и собором архиереев определён монахом в Чудов монастырь Собор не считал Игнатия незаконным патриархом; однако вменил ему в вину то, что он, не крестив, а только лишь миропомазав Марину Мнишек, допустил её к причащению и венчал с Лжедмитрием. После заключения в 1611 в Чудов монастырь патриарха Гермогена Игнатий был восстановлен пропольской партией бояр в патриаршем сане. Чувствуя опасность своего мнимого патриаршества, бежал в Литву, по дороге был схвачен поляками и представлен Сигизмунду III, который предложил ему возвратиться в Москву либо остаться в Польше. Игнатий поселился в униатском виленском Троицком монастыре, приняв здесь унию. Скончался и погребён там же. Источники Смутного времени содержат весьма откровенные отзывы об Игнатии - его именуют «сущим волком, еретиком», «мужем глупым и пьяницей и срамословием и кощунником».

Реклама

Лит.: Дурново Н. Н. Иерархия Всероссийской церкви от начала христианства в России и до настоящего времени. М., 1892. Т. 1; Невский П. Церковно-политические деятели смутного времени. Сергиев Посад, 1913; Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. М., 1996. Кн. 6.

С. П. Зверев.