Баадер Франц Ксавер

БААДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (27.3.1765, Мюнхен - 23.5.1841, там же), немецкий философ, представитель романтизма. В 1781-85 годах учился в университетах в Ингольштадте и Вене, в 1788-92 годах - в Горной академии во Фрайберге. В Англии (1792-1796 годы) Баадер испытал кратковременное воздействие идей Просвещения и социальной демократии (У. Годвин и М. Уолстонкрафт), однако уже в конце 1790-х годов возвратился к романтически-мистическому кругу идей (Л. К. Сен-Мартен, Мейстер Экхарт, И. Таулер и особенно Я. Бёме, о котором Баадер читал курсы лекций). В 1799-1820-е годы состоял на государственной службе в качестве горного советника в Мюнхене; с 1808 года действительный член Баварской АН, с 1826 года - профессор Мюнхенского университета. Сочинение Баадера «О пифагорейском квадрате в природе» («Ober das pythagoräische Quadrat in der Natur...», 1798 год) оказало сильное воздействие на Ф. В. Й. Шеллинга, с которым в 1806-15-е годы его связывали дружеские отношения, и на романтичную натурфилософию в целом.

Универсальность интересов Баадера (физика, медицина, горное дело и др.) отмечена знаком нарождавшегося романтичного синтеза (учение о символе, мир как «шифр» - уже в дневниках 1785-90 годов). В основе учения Баадера - представление о бытии как вольно растущем (без скачков и резких сдвигов) органическом целом. Для Баадера характерно противопоставление религиозной, динамической, «химической», «пластической» философии - «механической» и «количественной» философии (в том числе атомизму), подчинение натурфилософии религиозной онтологии («теософии»): весь мир, по Баадеру, сопряжён с божественным центром, который проникает периферию во времени (всевременность) и пространстве (вездесущность). Баадер разрабатывал диалектику троичности, разворачивающейся в четверичность (божественная Троица, порождающая Идею, или Софию). Критикуя рационализм Просвещения и картезианство, Баадер в то же время критиковал (подобно Г. В. Ф. Гегелю) и философию чувства и веры (Ф.Г. Якоби, Ф. Шлейермахера): плоско и неразумно думать, что «религия - дело сердца, а не головы». Баадеру свойствен интеллектуализм (повторяя принцип Ансельма Кентерберийского «верую, дабы разуметь», он трактовал мистику именно как исследование разумом таинств религии). Формуле Р. Декарта «мыслю, следовательно, существую» Баадер противопоставлял «мыслюсь (Богом), следовательно, существую» [«Cogitor (а Deo), ergo sum»]. Представление о Боге как центре, а о мире, природе как периферии связывает у Баадера богословие, философию, теорию общества и физику. При этом природа отнюдь не противоположна духу, как и тело не противоположно душе (сам Бог есть «духовное тело»), Баадер различал материю и подлинную природу: материальность есть следствие отпадения тварного бытия от Бога, но одновременно и единственный путь возвращения к Богу, искажение природы, но вместе с тем и «могучий щит, которым Творец извечно замыкает уста отцу лжи» («Sämtliche Werke», 1963, Bd 2, S.88). Проблема материи сопряжена таким образом у Баадера с проблемой зла, источник которого - принцип «Я», индивидуальности, самая основа тварной жизни, которая, начиная искать центр в самой себе, извращается и, отпадая от Бога, даёт «Танталову ярость себялюбия», «воспалённое Я» (ibid, Bd 3, S. 276).

Реклама

В характеристике индивидуального человеческого «Я» Баадер достигает глубины и реалистичности, роднящей его с психологическим искусством 19 века, - он воспроизводит сложность кризисной, открытой искушениям и страдающей личности; здесь у Баадера появляются мотивы экзистенциальной философии, перекликающиеся с С. Кьеркегором («Тезисы эротической философии» - «Thesen einer erotischen Philosophie», 1828 год, и др.). Баадер понимал мир как своеобразный диалог («причащение»), в котором человечество (как единое тело) питается словом Бога (который есть любовь), люди между собой - своим словом, которое может быть и питающим сердце, и опустошающим его.

В 1820-е годы, после выхода в свет одного из основных философских сочинений Баадера - «Fermenta cognitionis» (Fasc. 1-6, 1822-26 годы), произошло взаимное сближение Баадера и Гегеля. Однако впоследствии Баадер выступил с резкой критикой «философем гегелевской школы», которую считал «третьим изданием спинозистского пантеизма», а также послекантовского спекулятивного идеализма в целом как «динамического пантеизма».

Неприятие революции (как нарушения органической эволюции общества) и французского утопического социализма сочеталось у Баадера с критикой капитализма, господства денежных отношений в духе христианского социализма. Основное социальное противоречие эпохи Баадер усматривал в «ложном отношении имущего и неимущего класса» (1835 год); он видел в парламентах европейских государств заговор предпринимателей против рабочих и отстаивал право рабочих на собственную организацию; ввёл в немецкий язык слово «пролетарий». Разрешение классовых противоречий Баадер (как и Гегель) искал в сословном государстве, удовлетворяющем принципу справедливости. Будучи убеждённым католиком, Баадер в то же время полемизировал с идеей папства, особенно в конце жизни, когда писал о внутреннем обмирщении католицизма и о «закрепощении им духа», что ещё хуже «крепостного права» (ibid, Bd 5, S. 379); мечтал об объединении христианских церквей. В 1820-е годы совместно с А. Н. Голицыным и А. С. Стурдзой предложил проект создания экуменической христианской академии в Санкт-Петербурге (осуществлению помешала отставка А. Н. Голицына в 1824 году с поста министра духовных дел и народного просвещения). Творчество Баадера оказало значительное влияние на славянофилов и особенно на Вл. Соловьёва.

Соч.: Sämtliche Werke. Lpz., 1851-1860. Bd 1-16. Aalen, 1963; F. Baader und sein Kreis. Ein Briefwechsel. Lpz., 1924; Schriften zur Gesellschaftsphilosophie / Hrsg. von J. Sau­ter. Jena, 1925; Lettres inédites / Éd. E. Susini. P. e. a., 1942-1983. Vol. 1-6; Из дневни­ков и статей // Эстетика немецких романти­ков. М., 1987.

Лит.: Jost J. Bibliographie der Schriften F. von Baaders. Bonn, 1926; Baumgardt D. F. von Baader und die philosophische Roman­tik. Halle, 1927; Susini E. F. von Baader et le romantisme mystique. P., 1942. Vol. 1-2; Benz E. F. von Baader und Kotzebue. Das Rußlandbild der Restaurationszeit. Wiesbaden, 1957; Siegl J. F. von Baader. Ein Bild seines Lebens und Wirkens. Münch., 1957; Schumacher F. Der Begriff der Zeit bei F. Baader. Freiburg; Münch., 1983; Hinder E. Das christ­lich-soziale Prinzip bei F. von Baader. Fr./M., 2001.

Ал. В. Михайлов.

Связанные статьи