Бах Карл Филипп Эмануэль

БАХ (Bach) Карл Филипп Эмануэль (8.3.1714, Веймар - 14.12.1788, Гамбург), немецкий композитор, клавесинист, музыкальный  теоретик. Был известен как «берлинский» или «гамбургский» Бах. Один из главных представителей предклассического «чувствительного», или галантного стиля. Сын и ученик И. С. Баха. В 1723-31 годах учился в школе при церкви Святого Фомы в Лейпциге (Томасшуле), где работал его отец. Изучал право в университетах Лейпцига (1731-33 годы) и Франкфурта-на-Одере (1734-38 годы). С 1740 года служил в Берлине (Потсдаме) клавесинистом капеллы Фридриха II (смотри Берлинская школа). Добившись отставки у Фридриха II, Бах в 1768 году сменил умершего Г. Ф. Телемана на постах кантора латинской школы (Gymnasium Joanneum) и музик-директора в Гамбурге. Обучал мальчиков, обеспечивал регулярное исполнение музыки в 5 церквах и музыкальное  сопровождение важных городских событий. Учредил публичные концерты, в которых исполнял произведения Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Телемана, свои собственные; выступал как импровизатор. В Гамбурге написано около 100 произведений церковных жанров (ранее, в 1749 году, сочинён Магнификат): «Страсти» (всего около 20), кантаты, оратории (в том числе «Израильтяне в пустыне», 1775 год, «Воскресение и вознесение Иисуса», 1778 год), мотеты, псалмы, хоралы, литании. Главной для Баха, однако, оставалась клавирная, камерно-инструментальная (в том числе с участием клавира) и камерно-вокальная («Духовные песни» на тексты К. Штурма) музыка. Многие из его клавирных сочинений рассчитаны на выразительные возможности клавикорда - любимого инструмента Баха. Выражал в своём творчестве настроения немецкого сентиментализма, с представителями которого (поэтами Ф. Г. Клопштоком, М. Клаудиусом, И. Г. Фоссом) Бах был лично знаком, как и со «штюрмером» Г. В. Герстенбергом (смотри «Буря и натиск»). Влияние музыки Баха испытали композиторы венской классической школы. Среди сочинений: свыше 40 концертов для 1 или 2 клавиров с оркестром, свыше 30 сонатин для клавира с инструментальным ансамблем, около 20 сонат для духовых и струнных инструментов с облигатным клавиром, свыше 20 клавирных дуэтов; для клавира соло - около 200 сонат [в том числе 6 «Прусских» (посвящены королю Пруссии, 1742-43 годы), 6 «Вюртембергских» (посвящены герцогу Вюртембергскому, 1744 год), 6 «сонат с варьированными репризами», 1760 год] и сонатин, концерты, рондо, фантазии, фуги, вариации, «симфонии», «сольфеджио», менуэты, полонезы, марши; для различных инструментальных ансамблей - около 20 симфоний, около 20 сонат, свыше 30 трио-сонат; для голоса с сопровождением - свыше 100 песен. В трактате «Опыт правильного способа игры на клавире» («Versuch über die wahre Art das Klavier zu spielen», часть 1-2, 1753-62 годы; факсимильное переиздание – 1957 год, русский перевод фрагментов в книге: «Музыкальная эстетика Западной Европы XVII- XVIII века», 1971 год) проявил себя как крупнейший теоретик клавирного искусства.

Реклама

Сын Баха - Иоганн Себастьян Бах Младший (1748-78 годы), художник-график.

Соч.: The collected works for solo keyboard / Ed. D.М. Berg. N.Y., 1985. Vol. 1-6. Указатели соч.: Wotquenne А. Thematisches Verzeichnis der Werke von С. Ph. Е. Bach. 2. Aufl. Wiesbaden, 1972; Helm Е. Е. Thematic catalogue of the works of С. Ph. Е. Bach. New Haven, 1989.

Лит.: Фишман Н. Эстетика Ф. Э. Баха // Советская музыка. 1964. №8; Barford Р. The keyboard music of С. Р. Е. Bach. L., 1965; Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. М.; Л., 1967; Ottenberg Н. G. С. Ph. Е. Bach. Lpz., 1982.

А. П. Милка.