Бакст Лев

БАКСТ Лев (Леон) Самойлович (настоящие имя и фамилия Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) [27.1(8.2).1866, Гродно (по архивным данным РГИА) - 27.12.1924, Париж], российский живописец, график, сценограф, академик петербургской Академии Художеств (1914 год). Был вольнослушателем петербургской Академии Художеств (1883-1887 годы; среди учителей - П. П. Чистяков); в 1890 году изучал технику акварели у Альберта Н. Бенуа. Решающую роль в формировании творческой индивидуальности Бакста сыграло знакомство в 1890 году с Александром Н. Бенуа и его окружением. С 1891 года почти ежегодно путешествовал по Европе; в 1893-96 годах совершенствовался в Париже (в студии Ж. Л. Жерома и у А. Эдельфельта). Член объединения «Мир искусства» (с 1899 года) и Союза русских художников (с 1903 года), пожизненный член Осеннего салона в Париже (с 1906 года). Преподавал в школе Е. Н. Званцевой в Санкт-Петербурге (1906-10 годы).

БАКСТ ЛевВ ранних работах отразилось влияние передвижников и А. фон Менцеля; с конца 1890-1900-х годов Бакст становится одним из ведущих мастеров русского модерна (оформление журналов «Мир искусства», «Золотое руно», «Сатирикон», «Аполлон», книг, выставочных каталогов, театральных программ) и вместе с другими «мирискусниками» способствовал развитию русской книжной и журнальной графики начала 20 века. Создал галерею живописных и графических портретов деятелей искусства, отмеченных остротой характеристики и лаконизмом художественного языка: И. И. Левитана, Александра Н. Бенуа, К. А. Сомова, С. П. Дягилева, А. Я. Головина, А. П. Павловой, Л.Ф. Мясина, А. Дункан, Ж. Кокто, ряд автопортретов.

Реклама

В творчестве Бакста отразилось глубокое увлечение искусством Древней Греции: занавес «Элизиум» для театра В. Ф. Комиссаржевской (1906 год, ГРМ; эскиз в ГТГ), пейзажи, созданные во время путешествия по Греции вместе с В. А. Серовым (1907 год), символистская картина-панно «Древний ужас» («Terror Antiquus», 1908 год, ГРМ). Этой же теме посвящены первые работы Бакста для театра: «Ипполит» Еврипида (1902 год) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904 год; оба - в Александрийском театре). Мировую известность художнику принесло его сотрудничество (в 1909-17-м годах и в 1921 году) с Русскими сезонами и труппой Русский балет Дягилева. Проживая постоянно в Париже с 1910 года, Бакст работал также для трупп И. Л. Рубинштейн, А. П. Павловой, оформлял спектакли театров Парижа, Лондона и др.

БАКСТ ЛевРеформатор русского и западноевропейского театрально-декорационного искусства 20 века, Бакст поднял сценографию на уровень важнейшего компонента спектакля. В основе его театральных работ - декоративные живописные панно, неистощимые в своей красочной фантазии, стилистически близкие искусству модерна. Главные темы театрального творчества Бакста - ориентальная («Шехеразада» на музыку  Н. А. Римского-Корсакова, 1910 год, Русские сезоны; «Иштар» В. д’Энди, 1924 год, Парижская опера), сказочно-фантастическая и особенно античная («Нарцисс» Н. Н. Черепнина, 1911 год; «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, «Послеполуденный отдых фавна» на музыку  К. Дебюсси, оба 1912 года; все - Русский балет Дягилева; «Федра» Г. д’Аннунцио, труппа И. Л. Рубинштейн, 1923 год, и др.). Используя непосредственные впечатления от природы и искусства Греции, Бакст стилизовал античность как «счастливое детство» человечества и как условно-исторический фон мифологических театральных сюжетов. В позднем творчестве испытал воздействие итальянских сценографов-перспективистов 18 века (Ф. Галли-Биббиена и др.) - оно заметно в избыточно-роскошном, почти барочном оформлении балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 год, Русский балет Дягилева). Изысканные, красочные, часто фантастические костюмы Бакста (для балетов: «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, 1910 год; «Пери» П. Дюка, 1911 год; «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса, 1914 год, и др.) служат выявлению пластин, рисунка образа и органично дополняют общее решение спектакля. Художник исполнял также эскизы костюмов по заказам артистов Л. В. Собинова, М. Ф. Кшесинской, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, И. Л. Рубинштейн, В. Ф. Нижинского.

Немногие работы Бакста в области дизайна обнаруживают его уникальный дар декоратора: оформление историко-художественной выставки русских портретов в Таврическом дворце (1905 год, Санкт-Петербург), выставок «Мира искусства» в Париже (1906 год) и Берлине (1907 год), интерьеров в частных домах Санкт-Петербурга, Венеции и Лондона (в том числе серия декоративных панно по мотивам сказки «Спящая красавица» Ш. Перро для особняка Д. Ротшильда, 1915-22 годы), интерьера театра в Эвергринхаус в Балтиморе (1922-23 годы; ныне музей университета Дж. Хопкинса). В начале 1920-х годов Бакст моделировал женскую одежду, создавал рисунки для росписей тканей; его принято считать одним из провозвестников ар деко. Художник постоянно выступал со статьями и лекциями по вопросам современного искусства и моды; в 1922-24 годах дважды совершил лекционное турне по США и Канаде. Творчество Бакста оказало значительное влияние на современных театральных художников, модельеров и дизайнеров.

Лит.: Борисовская Н. А. Л. Бакст. М., 1979: Proujan I. L. Bakst. Leningrad, 1986; Schouvaloff А. L. Bakst: the theatre art. L., 1991; Голынец С.В. Л. Бакст. М., 1992; Беспалова Е. Бакст в Америке // Наше наследие. 1997. № 39/40.

В. А. Кулаков.