Бактрия
БАКТРИЯ (Бактриана), историко-культурная область в Средней Азии. Находится в среднем течении Амударьи, между Гиссарским хребтом и Гиндукушем (современный Южный Узбекистан, Южный Таджикистан, Северный Афганистан, Юго-Восточная Туркмения). В бронзовом веке здесь существовала высокоразвитая земледельческая культура (Дашлы), в 18-15 веках до нашей эры она испытывает упадок, происходит синтез местных традиций и привнесённых скотоводами андроновской культуры. К началу 1-го тысячелетия население Бактрии говорило на иранских языках. В первых веках 1-го тысячелетия в Бактрии возникает государственность с центром в Бактре. Бактрия входила в Ахеменидов государство с середины 6 века до походов Александра Македонского в 330-327 годах. В результате борьбы преемников Александра (диадохов) Бактрия оказалась в составе государства Селевкидов и в середине 3 века стала ядром Греко-Бактрийского царства. Около 180 года бактрийские цари начали завоевание Индии, но около 140/130 года до нашей эры сама Бактрия была захвачена кочевниками, пришедшими с севера. Образовалось несколько государств, часть которых зависела от Парфии. С этого времени, наряду со старым, распространяется новое название области - Тохаристан, по наименованию пришельцев - тохаров. Политическая консолидация в Бактрии в середине 1 века нашей эры привела к образованию Кушанского царства. В середине 3 века Сасаниды захватили часть Бактрии, создав там Кушанское наместничество. В дальнейшем Бактрия оказывалась под властью кидаритов, эфталитов, арабов.
Реклама
Культура Бактрии характеризуется стойким сохранением местных традиций при большой восприимчивости к внешним влияниям. Архитектура ахеменидского времени представлена круглыми и прямоугольными в плане сырцовыми зданиями (Кутлуг-Тепе, Алтын Х). Наивысший культурный подъём Бактрии приходится на эпоху Греко-Бактрийского царства, когда строятся многие новые города и ирригационные системы. Важные материалы этого времени происходят из Тахти-Сангина; с расположенным там храмом Окса, возможно, связан Амударьинский клад. При раскопках городища Ай-Ханум найдены дворец, несколько храмов, гимнасий, арсенал, театр, богатые жилые дома, греческие надписи, статуи. Для изучения следующего периода, переходного от греческого к кушанскому, важнейшее значение имеют Халчаян, некрополи Тулхарский и Тилля-Тепе, в котором найдено около 20 тысяч предметов из драгоценных металлов. В искусстве этого времени сочетаются элементы эллинистического, ахеменидского, дальневосточного и скифосибирского происхождения, органичный сплав которых отличает эпоху Кушанского царства. Его культура лучше всего известна по раскопкам городов Дильберджин (цитадель, городские стены, храмы, дома из сырцового кирпича с деревянными колоннами и каменной облицовкой), Дальверзин-Тепе, Термез, династийного храма Сурх-Котал. К выдающимся памятникам бактрийской истории и культуры относятся греко-бактрийские монеты с реалистично выполненными портретными профилями царей, изображениями древнегреческих божеств или эпических героев, каменная и терракотовая скульптура, торевтика, надписи (Сурх-Котал, Айртам, Рабатак, Кара Тепе) и др. Известны терракотовые и другие изображения музыкантов с инструментами месопотамского (угловая арфа), древнегреческого (двойной авлос, флейта многоствольная), а также среднеазиатского (согдийского и бактрийского) происхождения. Среди последних - лютня с грушевидным корпусом и отогнутой назад головкой – инструмент предшественник классических лютневых инструментов Азии (арабский уд, китайский пипа, японский бива и др.) и Европы (собственно лютня).
Бактрия, вероятно, была одной из тех стран, куда ещё до ахеменидского завоевания проник зороастризм; по зороастрийской традиции, Бактрия играла важную роль в проповеди этой религии. В дальнейшем в Бактрии распространялись также древнегреческий и индийский культы. Начиная с первых веков нашей эры среди религий Бактрии, видимо, ведущее место занимает буддизм. Известны буддийские святилища и монастыри этого времени (Кара-Тепе и Фаяз-Тепе в Старом Термезе) и 6-8 века (Аджина-Тепе), украшенные монументальной скульптурой и живописью.
Лит.: Ставиский Б. Я. Искусство Средней Азии. М., 1974; он же. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977; The archaeology of Afganistan from earliest times to the Timurid period. L., 1978; Пугаченкова Г. А. Искусство Бактрии эпохи Кушан. М., 1979; Вызго Т. С. Музыкальные инструменты Средней Азии. М., 1980; Bernard Р. Fouilles d’А’i Khanoum. Р., 1985. Vol. 4: Les monnaies hors trésors: questions d’histoire gréco-bactrienne; Karomatov F. М., Meskeris V.A., Vyzgo T. S. Mittelasien. Lpz., 1987; Пичикян И. P. Культура Бактрии: Ахеменидский и эллинистический периоды. М., 1991; История таджикского народа. Душанбе, 1998. Т. 1: Древнейшая и новая история.
Г. А. Кошеленко, Е. М. Фраёнова.