Балакирев Милий Алексеевич

М. А. Балакирев. Рис. Л. С. Бакста. 1907. Третьяковская галерея (Москва).БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич [21.12.1836 (2.1.1837), Нижний Новгород - 16(29).5.1910, Санкт-Петербург], российский композитор, пианист, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Из мелкопоместных дворян. Получил домашнее музыкальное  образование. Впервые выступил как пианист, автор музыкальных  сочинений и дирижёр в домашних концертах А. Д. Улыбышева, дом которого был центром музыкальной  культуры Нижнего Новгорода. В конце 1855 года переехал в Санкт-Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой, отметившим исполнительский и композиторский талант Балакирева, А. Ф. Львовым и А.С. Даргомыжским. В 1856-62 годов сблизился с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым и А. П. Бородиным; при поддержке В. В. Стасова сплотил их в группу и стал главой Новой русской школы (Балакиревского кружка, смотри «Могучая кучка»). В числе его корреспондентов был и П. И. Чайковский, реализовавший композиционные планы, сообщённые ему Балакиревым, в некоторых своих сочинениях. С 1862 года Балакирев руководил концертами Бесплатной музыкальной  школы, учреждённой им совместно с Г. Я. Ломакиным; в 1867-69 годах главный дирижёр Русского музыкального общества (РМО), пропагандировал музыку русских композиторов (положил начало дирижёрской интерпретации произведений М. И. Глинки), а также Б. Сметаны, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана, Ф. Шопена. В 1866-67 годах дирижировал операми М. И. Глинки в Праге. Как правило, подолгу вынашивал и неоднократно перерабатывал собственные сочинения, в которых воплощал глинкинские идеи: опирался на национальный музыкальный  материал в симфонических увертюрах — на темы испанского марша (1857; 2-я редакция – Испанская увертюра, 1886) и трёх русских песен (1858; 2-я редакция - 1881); под воздействием ориентального колорита оперы «Руслан и Людмила» создал виртуозную фортепиано-фантазию «Исламей» (1869, посвящена Н. Г. Рубинштейну) и симфоническую поэму «Тамара» (около 1882) - обе впитали национальные мелодии, которые Балакирев записывал во время поездок на Кавказ в 1863, 1864, 1868 годах. Профессиональный интерес Балакирева к народной песне сказался и в музыкальной картине «1000 лет» (1862; 2-я редакция - симфоническая поэма «Русь», 1887; новая редакция - 1907). К Славянскому съезду в Москве и Санкт-Петербурге написана Чешская увертюра (1867; 2-я редакция - симфоническая поэма «В Чехии», 1905).

Реклама

В 1870 году Балакирев выдвинул проект транскрипции песнопений церковно-певческого обихода в скрипичном ключе (вместо устаревшего так называемого цефаутного), однако получил отказ Святейшего Синода в его реализации. Непримиримый конфликт с РМО, финансовый крах концертов Бесплатной музыкальной  школы и необеспеченность семьи (на его попечении остались сёстры после смерти отца в 1869 году) вынудили Балакирева временно прекратить дирижёрскую деятельность. Пережив духовный кризис в начале 1870-х годов, Балакирев вышел из него глубоко религиозным человеком. Он сблизился с православными кругами (Т. И. Филиппов и др.), перестал сочинять и выступать как исполнитель, поступил на службу в Магазинное управление Петербургско-Варшавской железной дороги (1872). Отказался от предложения занять место профессора Московской консерватории. Несмотря на кризис, сохранил приверженность своему идеалу - М. И. Глинке. Думая, как и Глинка в поздние годы, о синтезе православной богослужебной музыки с традициями западноевропейского композиторского письма, Балакирев в 1880-х годах вернулся к активной музыкальной  деятельности. В 1881 году вновь возглавил Бесплатную музыкальную  школу, в 1883 году стал также управляющим Придворной певческой капеллой (до 1894), создал хоры для церковного обихода. По просьбе оберпрокурора Синода К. П. Победоносцева осуществлял цензуру духовно-музыкальных сочинений, привлёк Н.А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова к новой гармонизации традиционных распевов и к преподаванию в капелле.

Официальное признание к Балакиреву пришло в 1887 году (ему назначили пожизненную пенсию в связи с 25-летием Бесплатной музыкальной  школы). В 1889 году состоялось первое исполнение сочинений Балакирева за рубежом (Н. А. Римский-Корсаков в Париже дирижировал Увертюрой на темы трёх русских песен). Балакирев принимал участие в работе Комиссии по изучению народных песен при Русском географическом обществе. Издал сборники «40 русских народных песен для голоса с фортепиано» (т. 1-2, 1866) и «30 русских народных песен» (для фортепиано в 4 руки, 1898). Последний концерт Балакирева-дирижёра состоялся в 1899 году в Берлине по случаю открытия мемориальной доски на доме, где умер М. И. Глинка. Прекратив публичные выступления, Балакирев с 1900 года редактировал издания партитуры «Те Deum» Г. Берлиоза, сочинений Ф. Шопена и с 1902 — Полного собрания сочинений Глинки (совместно с С. М. Ляпуновым). В 1906 году на торжествах, посвящённых открытию памятника Глинке в Санкт-Петербурге, исполнена его Кантата памяти Глинки (сочинение 1904).

Среди сочинений: для оркестра - 2 симфонии (С-dur, 1864-97; d-moll, 1907-08), сюита в 3 частях (1901-09, окончена С. М. Ляпуновым), музыка к трагедии «Король Лир» У. Шекспира (1858-61, 2-я редакция - 1905); для фортепиано с оркестром - Большая фантазия на русские национальные напевы (1852), 2 концерта (fis-moll, 1-я часть, 1855; Es-dur, 1861-62, 1909- 1910, окончен Ляпуновым); камерные ансамбли - октет (1850-56) и др.; для фортепиано - сонаты (b-moll, 1856-57; b-moll, 1905), сонатина (С-dur, 1909), скерцо, мазурки, вальсы и др.; романсы, в том числе «Песня разбойника», «Мне ли молодцу», «Приди ко мне» (стих. А. В. Кольцова), «Запевка» (стих. Л. А. Мея), «Грузинская песня» (стих. А.С. Пушкина), «Песня Селима», «Еврейская мелодия», «Песня золотой рыбки», «Сон» (стих. М. Ю. Лермонтова), «Сон» (стих. М.Л. Михайлова); хоры, в том числе Гимн в честь святого великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода, духовные (в том числе «Достойно есть») и светские хоровые сочинения и переложения; транскрипции для фортепиано в 2 и 4 руки.

Соч.: Переписка с П. И. Чайковским. СПб., 1912; Письма к М. П. Мусоргскому // Мусоргский М. П. Письма и документы. М.; Л., 1932; Переписка с Н. Г. Рубинштейном и с М. П. Беляевым. М., 1956; Переписка с нотоиздательством П. Юргенсона. М., 1958; Воспоминания и письма. Л., 1962; Балакирев М. А., Стасов В. В. Переписка. М., 1970—1971.Т. 1-2.

Лит.: Тимофеев Г. М. А. Балакирев// Русская мысль. 1912. № 6-7; Чернов К. Н. М. А. Балакирев // Музыкальная летопись. Статьи и материалы. Л.; М., 1925. Сб. 3; Киселев Г. М. А. Балакирев. М., 1938; Кашкин II. Д. М. А. Балакирев и его отношения к Москве // Кашкин Н. Д. Статьи о русской музыке и музыкантах. М., 1953; Кандинский А. И. Симфонические произведения Балакирева. М., 1960; М. А. Балакирев. Исследования и статьи. Л., 1961; Римский-Корсаков Н. Литературные произведения и переписка. М., 1963. Т. 5; он же. Летопись моей музыкальной жизни. 9-е изд. М., 1982; М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества. Л., 1967; Келдыш Ю. В. М. А. Балакирев // История русской музыки. М., 1994. Т. 7; Балакиреву посвящается: Сб. статей. СПб., 1998; Михайлов А. И. А. Римский-Корсаков и М. А. Балакирев // Н.А. Римский-Корсаков. М., 2000; Зайцева Т. А. М. А. Балакирев: Истоки. СПб., 2000; она же. М. А. Балакирев и русская опера // Отражения музыкального театра. СПб., 2001.Кн. 1; она же. Балакирев // Православная энциклопедия. М., 2002. Г. 4; М. А. Балакирев. Личность. Традиции. Современники. СПб., 2004.

Т. В. Чередниченко.