Баланчин Джордж
БАЛАНЧИН (Balanchine) Джордж (настоящие имя, отчество и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе) [9(22).1.1904, Санкт-Петербург - 30.4.1983, Нью-Йорк], русский и американский артист балета, хореограф, педагог. Сын М. А. Баланчивадзе. В 1921 году окончил Петроградское театральное училище (педагоги П. А. Гердт, С. К. Андрианов), в 1920-23-е годы учился в Петроградской консерватории. В 1921-24 годах артист ГАТОБ, одновременно один из организаторов и участник вечеров «Молодого балета»; ставил концертные номера («Грустный вальс» на музыку Я. Сибелиуса, 1922 год) и танцы: в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, в драматическом спектакле «Эуген Несчастный» Э. Толлера (оба – 1923 года). В 1924 году гастролировал в Германии. В 1925-29 годах балетмейстер Русского балета С. П. Дягилева, осуществил постановки в разных жанрах, в том числе фарс «Барабау» В. Риети (1925 год), балеты «Кошка» А. Core (1927 год), «Блудный сын» С. С. Прокофьева (1929 год).
Реклама
Большое значение для творчества Баланчина имел балет «Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского (1928 год), где он впервые во всей полноте представил обновлённые и обогащённые танцевальные формы, опирающиеся на классические образцы и вместе с тем принципиально от них отличающиеся. После 1934 года это направление в творчестве Баланчина получило наибольшее развитие. В 1932-33 годах хореограф труппы «Балле рюс де Монте-Карло», в 1933 году организовал «Балле 1933». С 1933 года работал в США. В 1930-40-е годы совместно с Л. Кёрстайном организовал Школу американского балета и несколько трупп («Американ балле», «Балле Караван», «Балле сосайети»), заложив основы американского балета. Возникшая в 1948 году его труппа «Нью-Йорк сити балле» и в начале 21 века остаётся самой значительной в США. Баланчин создал около 150 балетов, в основном на инструментальную или симфоническую музыку, не предназначенную для танца (сюжет часто отсутствовал, содержание раскрывалось в развитии музыкально-хореографических образов). Поставил балеты на музыку: П. И. Чайковского («Серенада», 1934 год, «Балле эмпериаль», 1941 год, «Allegro brillante», 1956 год, «Третья сюита Чайковского», 1970 год, «Моцартиана», 1933 и 1981 годы); И. С. Баха («Кончерто барокко», 1940 год); Ж. Бизе («Симфония до мажор», 1947 год); И. Ф. Стравинского («Поцелуй феи», 1937 год, «Орфей», 1948 год, «Жар-птица», 1949 год, «Агон», 1957 год, «Каприччио», вошедшее в балет «Драгоценности» под названием «Рубины», 1967 год, «Ной и потоп», 1982 год, «Вариации для оркестра», 1982 год) и др. Создавал многоактные сюжетные спектакли («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона, 1962 год, «Дон Кихот» Н. Д. Набокова, 1965 год), новые редакции классических балетов («Щелкунчик» П. И. Чайковского, 1954 год, «Раймонда» А. К. Глазунова, 1955 год, «Коппелия» Л. Делиба, 1974 год); ставил танцы в мюзиклах («На пуантах», 1936 год) и опереттах, а также концертные номера. Выступал как постановщик оперных спектаклей: «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (« Метрополитен-опера», 1953 год), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (Гамбург, 1962 и 1969 годы).
Баланчин создал новый тип балетного спектакля, содержание которого - танцевальный образ, вырастающий из образа музыкального, взаимодействующий с музыкой через детально прорисованные танцевальные формы, сочетания движущихся тел. Балеты Баланчина отличает разнообразие танца, тончайшая отделка, виртуозная разработка движений. Он обнаружил новые возможности классического балетного языка, обогатив его. Искусство Баланчина, таким образом, способствовало формированию нового направления в хореографии, которое нашло своих последователей во многих странах.
Соч.: Сто один рассказ о большом балете. М., 2000 (совместно с Ф. Мэйсоном).
Лит.: Taper В. Balanchine. N. Y., 1987; Buckle R. G. Balanchine, ballet master. N. Y., 1988.
Е. Я. Суриц.