Балийцы

БалийцыБАЛИЙЦЫ, австронезийский народ в Индонезии, основное население островов Бали, Нусапенида и Ломбок. Численность 4,2 миллиона человек (2000, оценка). 7 тысяч человек живут на юге острова Сулавеси. Говорят на балийском языке бали-сасакской группы австронезийских языков (смотри Индонезийские языки). Современная письменность на основе латинского алфавита традиционная - индийского происхождения. Религия - местный вариант индуизма.

Первые государства появляются на Бали в конце 1-го тысячелетия нашей эры. Балийцы испытали влияние индо-яванской культуры, в 1343 году вошли в империю Маджапахит, после её падения остров Бали остался основным оплотом индуизма в Индонезии. В середине 15 века на Бали образовались отдельные княжества, в начале 20 века подчинённые нидерландцами; балийцы оказывали нидерландским колонизаторам ожесточённое сопротивление (вплоть до массовых самоубийств перед лицом врага-«пупутан»).

Реклама

Основное занятие - пашенное террасное земледелие (главная культура - заливной рис). Иногда вместо вспашки на полях устраивают гонки быков, принимающие вид праздничных зрелищ (мегрум-бунган). Разводят быков, чёрных свиней местной породы и др. Развиты производство тканей икат, резьба по дереву (фигурки животных, композиции на мифологические темы и др.), изготовление кинжалов-крисов и др. Традиционные поселения линейной планировки, вытянуты с юга на север; в центре деревни - храм (пура), общинный дом, школа и др. Усадьбы состоят из жилых, хозяйственных и культовых (домашние храмы-санггах в виде навеса на высоких сваях) построек, окружены глухими глинобитными стенами. Каждый дом состоит из нескольких жилых построек (бале), имеющих две-три кирпичные или глинобитные, покрытые резьбой стены и соломенную крышу, опирающуюся на столбы. Во дворе - деревянные и каменные изваяния добрых и злых духов. Одежда общеиндонезийского типа, шьётся в основном из яванского батика. Праздничные блюда - мясо кабанов, морских черепах, летучих мышей, дикобразов, крупных ящериц и насекомые. Сельская организация включает, помимо общин (деса), объединения владельцев заливных полей-савахов, орошаемых водой из одного источника (субак). Существует деление на так называемые касты - три высших (тривангса) и низшую (каула, или судра), соответствующие 4 древнеиндийским варнам, которое сохраняет в основном этикетное значение (система титулов); родственные объединения с выборным главой (дадиа), объединения малых семей (пекаранган). Особое замкнутое сословие составляют кузнецы (панде). Архаические социальные институты (возрастные классы, особые титулатура и ритуалы) сохраняются у жителей горных областей (бали-ага).

Из индуистских культов наиболее развит шиваизм. Сохраняется традиция книг на пальмовых листьях (лонтар), содержащих тексты (в основном на среднеяванском языке) индийского и балийского эпоса (героическая эпопея «Малат»), исторических преданий. Из архаических культов распространены общеиндонезийский культ Матери риса, поклонение священной горе Гунунг Агунг и др. Праздники – Новый год (Ньепи), отмечаемый весной, праздник посадки риса (Банью Пинарух), поминальный - Галунган (в сентябре). Сохраняется обычай подпиливания зубов. Главный обряд жизненного цикла - погребальный ритуал: покойного в резном саркофаге (в виде фигуры животного), сопровождаемого к месту кремации праздничной процессией (с музыкой и танцами), сжигают в башне высотой до 20 м (бадэ); дорогостоящая церемония может происходить через несколько лет после смерти покойного. Театральные жанры (ваянг) близки к яванским; на острове Бали разновидностью жанра ваянг-оранг (театр человека) является театр арджа. Распространены театрализованные танцы (легонг, бечак), храмовые и др. Для танцев и участия в культовых церемониях (самая известная из них - «Чалонаранг», или «Баронг») изготавливают резные деревянные расписные маски и сложные костюмы из ткани прада, декорированные орнаментом, наносимым золотой фольгой или порошком на клеевой основе. Балийский вариант гамелана отличается меньшим размером, чисто инструментальным составом.

Балийцы

Искусство. Среди средневековых памятников: Гоа-Гаджа («Слоновая пещера», около 11 века) - высеченное в скале святилище (его фасад украшен горельефными изображениями на мифологические сюжеты), перед которым расположены искусственные бассейны с водосливами в виде монументальных женских фигур; «Королевские могилы» (2-я половина 11 века) - комплекс из 10 скальных захоронений, высеченные в камне фасады которых уподоблены по форме башнеобразным храмам (чанди). В каждом селении, как правило, имеются 3 храма (пура), посвящённые богам, основателям деревни и духам мёртвых. Храмовый комплекс обычно состоит из нескольких террасных дворов, обнесённых стеной с украшенными пышной резьбой башнеобразными воротами, с жертвенниками и алтарями; в самом дальнем, священном дворе находятся высокие многоярусные башни. На склоне горы Агунг расположен самый старый и знаменитый храм острова — Пура Бесаких (14 век). Развита резьба по дереву, камню, кости, рогу. До начала 20 века традиционная культовая деревянная скульптура ярко раскрашивалась, затем мастера стали работать с неокрашенным деревом, выявляя его естественную красоту. Современная скульптура балийцев отличается богатством образов традиционной мифологии, гротескностью фигур. На острове сложилась своеобразная школа живописи клеевыми красками: в средние века так расписывались храмовые и дворцовые тканые завесы; современные художники создают в этой традиционной манере станковые картины, для которых характерны плоскостность решения при сплошном заполнении всей живописной поверхности, подчёркнутая декоративность и стилизация фигур. В деревне Тенганан вручную ткут шёлковые ткани в сложной технике. Центрами ремёсел и живописи являются селения Клунгкунг, Убуд, Мас и др.

Лит.: Goris R. Bali: cults and customs. Djakarta, 1950; Bernet Kempers А. J. Ancient Indonesian art. Amst., 1959; Демин Л. М. Остров Бали. М., 1964; Forge А. Balinese traditional painting. Sydney, 1978; Covarrubias М. Island of Bali. L., 1986.

С. А. Маретина; Г. М. Сорокина (искусство).