Бальзак Оноре
БАЛЬЗАК (Balzac) Оноре де (20.5.1799, Typ - 18.8.1850, Париж), французский писатель, журналист. Отец Бальзака - чиновник Бернар Франсуа Бальса, в 1802 году изменивший свою фамилию на де Бальзак; мать - Анн Шарлотт Лор Саламбье - из семьи парижских буржуа. Учился в Вандомском коллеже (1807-13 годы), парижском лицее Карла Великого (1814-16 годы), Парижской школе права (1816-19 годы); отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Первое законченное произведение - трагедия в стихах «Кромвель» («Cromwell», создано в 1820 году). Бальзак и в зрелые годы пробовал себя в драматургии [«Вотрен» («Vautrin», 1839 год), «Мачеха» («La Marâtre», 1848 год)], но не добился в театре признания; при этом театральная эстетика отразилась в его романной технике (напряжённый драматический конфликт, динамизм действия; зрелищность эпизодов, построенных порой как мизансцены; выпуклость характеров).
Ранние произведения Бальзака (подражательного и пародийного характера) были выдержаны в духе «неистового романтизма» [роман «Аннета и преступник» («Annette et le Criminel», 1823 год, переиздан в 1836 году под названием «Пират Аргоу» («Argow le Pirate»)] и печатались под псевдонимами. В 1825-28 годах Бальзак занимался издательской деятельностью, но потерпел крах. Исторический роман в духе В. Скотта «Последний Шуан» («Le Dernier Chouan», 1829 год), впервые подписанный именем Бальзака [переиздан в 1834 году под названием «Шуаны» («Les Chouans»)], вызвал негативную реакцию критиков. В цикле новелл «Сцены частной жизни» («Scènes de la vie privéе», 1830 год) Бальзак опровергает романтичный идеализм в трактовке семейной темы; роман «Эликсир долголетия» («L’Élixir de longue vie», 1830-1831 годы) - мрачно-ироническая вариация на темы легенды о Дон Жуане; «Озорные рассказы» («Contes drolatiques», 1832-37 годы) - ироническая стилизация ренессансной новеллистики. В 1829-33 годах Бальзак активно занимается журналистикой, сотрудничая с различными периодическими изданиями. В 1832 году вступает в переписку с польской помещицей Эвелиной Ганской (их первая встреча состоялась в 1833 году, любовная связь - с 1834 года; 14.3.1850 между ними был заключён брак). В 1843 году Бальзак посещал Санкт-Петербург, в 1847-50-е годы с перерывами жил на Украине. Русская тема присутствует в романе «Прощай» («Adieu», 1830 год; о русской кампании 1812 года).
Реклама
Первый большой успех Бальзака - насыщенный оккультными мотивами роман-притча «Шагреневая кожа» («La Peau de chagrin», 1831 год). Здесь, как и отчасти в автобиографическом романе «Луи Ламбер» («Louis Lambert», 1832 год), и особенно в более поздней «Серафите» («Séraphîta», 1835 год), отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Л. К. де Сен-Мартена.
План масштабного цикла из множества повестей и романов (будущей «Человеческой комедии») изложен в письме Бальзака к Э. Ганской от 26.10.1834. В 1841 году Бальзак подписывает договор с издателем Ш. Фюрном, а с 1842 года осуществляет публикацию «Человеческой комедии» как единого романного цикла. Он состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды» (трёхчастное деление, как и название цикла, подчёркивает связь и одновременно полемику с «Божественной комедией» Данте). Части эти неравноценны, наиболее масштабна первая - «Этюды о нравах». В неё вошли: ранее издававшиеся «Сцены частной жизни» [«Гобсек» («Gobseck», 1830 год), «Тридцатилетняя женщина» («La femme de trente ans», 1831-34 годы), «Полковник Шабер» («Le colonel Chabert», 1832 год), «Отец Горио» («Le Рère Goriot», 1834-35 годы) и пр. ]; «Сцены провинциальной жизни» [«Турский священник» («Le curé de Tours», 1832 год), «Евгения Гранде» («Eugénie Grandet», 1833 год), «Утраченные иллюзии» («Les Illusions perdues», 1837-43 годы) и пр.]; «Сцены парижской жизни» [трилогия «История тринадцати» («L’Histoire des Treize», 1834 год), «Цезарь Биротто» («Сésar Birotteau», 1837 год), «Банкирский дом Нусингена» («La Maison Nucingen», 1838 год) и др.]; «Сцены военной жизни»; «Сцены политической жизни»; «Сцены деревенской жизни».
«Философские этюды» включают романы «Эликсир долголетия», «Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр» («Le Chef-d’œuvre inconnu», 1831-37 годы), «Прощённый Мельмот» («Melmoth réconcilié», 1835 год) и др. Наименее пространны «Аналитические этюды», куда вошло вызвавшее оживлённую полемику едкое эссе «Физиология брака» («Physiologie du Mariage», 1829 год). Позднее все три раздела «Человеческой комедии» дополнялись новыми произведениями [первый - романами «Модеста Миньон» («Modeste Mignon», 1844 год), «Кузина Бетта» («La Cousine Bette», 1846 год), «Кузен Понс» («Le Cousin Ponce», 1847 год), а также подытоживающим цикл романом «Изнанка современной истории» («L’envers de l’histoire contemporaine», 1846-48 годы)]. Первоначальный план «Человеческой комедии» включал 137 произведений. В 1845 году Бальзак редактирует общую структуру «Человеческой комедии», придаёт ей более чёткую форму. В окончательном варианте «Человеческой комедии» содержится 95 законченных сочинений, ещё 48 существуют в планах и набросках.
Художественное пространство «Человеческой комедии» (более 2400 персонажей, наиболее знаменитые из которых - Гранде, Гобсек, удачливый парвеню Растиньяк; ряд персонажей переходит из одного романа в другой: так, Растиньяк фигурирует в 10 произведениях) - не только зеркало социально-исторического бытия Франции (преимущественно в 1800-45-е годы), скрупулёзное воссоздание материальной культуры современной писателю эпохи, но и энциклопедия любовных ситуаций (часто связанных с адюльтером, крахом или смертью героев). Автор «Человеческой комедии» воссоздаёт жизнь различных социальных кругов (аристократия, мелкая буржуазия, судьи, финансисты, духовенство, в меньшей степени - крестьяне) и трудности, связанные с переходом из одной среды в другую [«Блеск и нищета куртизанок» («Splendeurs et misères des courtisanes», 1838-47 годы)]; действие его романов чаще разворачивается в Париже, но также и в провинции (география Франции представлена очень широко), реже за пределами страны (Италия, Испания, Норвегия, Швейцария и пр.).
Бальзак мыслил и как художник, и как теоретик; он интересовался идеями Ж. Ламетри (органическое единство сущего), Г. Лейбница (всеобщая взаимосвязь феноменов универсума), Ж. Бюффона (влияние среды), Ж. Кювье и Э. Жоффруа Сент-Илера (принципы систематизации животных, индуктивный метод), И. Лафатера (физиогномика), Ф. Галля (френология), Ф. Месмера (магнетизм) и пр. Политические воззрения Бальзака эволюционировали от либерализма к легитимизму, которого он придерживался с 1830 года, однако реальное идейное содержание его творчества несводимо к определённым идеологическим системам. Анализ общественных отношений у Бальзака носит демистифицирующий характер и предвосхищает марксизм, однако он неотделим от его синтетической философской позиции, соединяющей элементы детерминизма и материализма с мистически окрашенным деизмом. Бальзак выдвигает принцип «воли» как универсального двигателя человеческой жизни. Отсюда акцент на деятельных героях, как исторических личностях (Наполеон), так и демонических злодеях (Вотрен, Этьен Лусто), и критика посредственности; внимание к теме тайных обществ и заговора (криминального, политического, филантропического); остросюжетность, тяготение к детективу - психологическому [«Сельский священник» («Le Curé de village», 1839-41 годы); «Тёмное дело» («Une tenebreuse affaire», 1841 год)] или политическому [«Случай из времён террора» («Un épisode sous la Terreur», 1830 год)].
Необходимый элемент функционирования социума в «Человеческой комедии» - деньги; абсолютизация их власти (Гобсек), как и любая всепоглощающая страсть, неизменно несёт разрушение и смерть [в науке - «Поиски абсолюта» («La Recherche de l’Absolu», 1834 год); в искусстве - «Неведомый шедевр»; в любви - «Луи Ламбер» и пр.]. Общий пафос «Человеческой комедии» трагичен, хотя Бальзаку не чужды ирония и чёрный юмор.
Бальзак считается теоретиком (в общем предисловии к «Человеческой комедии», 1842 год) и практиком реализма; при этом связь с романтичной эстетикой, в том числе и стилистическая, сохраняется во всём его творчестве [особенно в ностальгической «Лилии в долине» («Le lys dans la valléе», 1836 год)].
Произведения Бальзака переводились в России с 1830 года [отрывок из книги «Физиология брака» («Дамский журнал», 1830 год, часть 29, №12)]; первым полным произведением Бальзака, опубликованным в русском переводе, стала повесть «Вендетта» (журнал «Телескоп», 1831 год, часть 2, №5-8). Ф. М. Достоевский в юности (1844 год) переводил «Евгению Гранде».
Соч.: Собр. соч.: В 24 т. М., 1997-1999; Физиология брака. М., 1995; Случай времен террора. М., 2000.
Лит.: Bardèche М. Balzac romancier. Р., 1943; Реизов Б. Г. Бальзак. Л., 1960; Обломиевский Д. Д. Бальзак. Этапы творческого пути. М., 1961; Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1967; Barbéris Р. Mythes balzaciens. Р., 1972; Andréoli М. Le système balzacien. Р., 1984. Vol. 1-2; Бальзак в воспоминаниях современников. М., 1986; Mozet N. Balzac au pluriel. Р., 1990; Balzac dans l’Empire russe: de la Russie à l’Ukraine. Р., 1993; Pierrot К. Balzac. Р., 1994; Satiat. N. Balzac, ou, la fureur d’écrire. Р., 1999; Diaz J. L., Tournier I. Penser avec Balzac. Р., 2003; Сиприо П. Бальзак без маски. М., 2003; Паевская А. В., Данченко В. Т. Оноре де Бальзак. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке: 1830-1964. М., 1965.
Н. Т. Пахсарьян.