Бамбара

Бамбара. Наголовник. Дерево. Коллекция Рубинштейна (Париж).БАМБАРА (самоназвание - бамана), народ группы манден в Западной Африке (верховья рек Нигер и Сенегал). Живут в центре западной части Мали (3,4 миллион человек - 2000, оценка), в Кот-д’Ивуаре (свыше 700 тысяч человек), Сенегале (69 тысяч человек, в основном в районе г. Тамбакунда), Гвинее (37 тысяч человек), Мавритании (13 тысяч человек), Гамбии (6 тысяч человек), а также Буркина-Фасо (4 тысяч человек). Со 2-й половины 20 века значительные группы бамбара живут во Франции (41 тысяч человек), США и других странах. Общая численность 4,2 миллиона человек (2000, оценка). Язык - бамана, распространён также французский язык. Большинство - мусульмане-сунниты, часть сохраняет традиционные верования. Ранее арабы называли словом «бамбара» немусульманское население Западного Судана.

Предки бамбара жили на востоке древнего Мали (13-16 века). Сложение бамбара связано с возвышением государства Сегу, где они составили управленческий и военный аппарат. Экспансия Сегу вызвала выделение локальных групп бамбара в границах государств Каарта, Беледугу, Кенедугу, Мегетан и др. С середины 19 века распространяется ислам. До конца 19 века бамбара сопротивлялись мусульманским завоевателям (в основном фульбе и тукулёрам), стремившимся объединить Западный Судан под своей властью. При этом лидеры бамбара опирались на поддержку французов. Бамбара составили значительную часть французских колониальных войск - «сенегальских стрелков», отличившихся в боях 1-й мировой войны. Бамбара участвовали в антиколониальном движении, возглавили крупное восстание 1915-16 года в Беледугу. В современном Мали составляют ядро этнокультурной консолидации.

Реклама

Музыканты бамбара.Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки. Основное занятие - ручное переложное земледелие. Зерновые культуры выращивают мужчины, огородные - женщины. Разводят коз и овец, крупный рогатый скот выменивают у фульбе. Особую социальную роль у бамбара играет традиционная охота; охотничьи союзы оказывают влияние на властные отношения и политическую жизнь. Традиционные ремёсла - кузнечное, ювелирное, ткачество (среди мужчин), прядение (среди женщин), гончарное (среди жён кузнецов). Традиционная одежда у мужчин - короткие штаны (куруси) и короткая рубаха без рукавов (глоки), на голове - ромбовидная хлопчатобумажная шапочка (бамада), у женщин - запашная юбка (тафе). В традиционной кастовой иерархии высший слой составляли земледельцы-воины (они же могли заниматься ткачеством), средний - кузнецы, низший - певцы-гриоты. Сохраняется деление на патрилинейные роды (с предпочтительной эндогамией в пределах объединения союзных родов), отражающееся в системе родовых имён (джаму), половозрастные институты, мужские и женские тайные союзы (Комо, Коре, Нтомо и др.), большие семьи; распространено многожёнство. Деревенская община (дугу) управляется советом старейшин и возглавляется старшим мужчиной из семьи основателя деревни (дугу-тиги). Каждая семья занимает в деревне отдельный квартал. Сохраняются культы предков, сил плодородия. Гипотеза исследователей школы М. Гриоля о существовании у бамбара космогонических мифов и политеистического пантеона, возглавляемого божеством воды Фаро, подвергается сомнению. В рамках тайных союзов проводятся эзотерические обряды с масками. У бамбара имеется исполняемый певцамигриотами развитый героический эпос («Мамари Битом Кулибали», «Да Монзон Джара» и др.), охотничий эпос. Распространены сказки, поговорки, песни (свадебные; производственные; сопровождающие инициации мальчиков и девочек). Праздники приурочены к началу и концу сельскохозяйственных работ, открытию и закрытию сезона охоты и др. Распространены массовые ритуалы с участием ряженых, масок, марионеток, с танцами, в том числе хороводными. Развита резьба по дереву (маски, наголовники, ритуальная скульптура и др.), крашение хлопчатобумажных тканей, батикование, роспись по ткани в технике «боголан» (ткань пропитывается особой глиной), узорное ткачество. Керамика окрашивается с помощью растительных отваров, орнаментируется гравировкой и штампами, в 20 веке распространяется роспись масляными красками.

Лит.: Monteil Ch. Les Bambara du Ségou et du Kaarta. P., 1924; Tauxier L. La Religion Bambara. P., 1927; Meillassoux Cl. Femmes, greniers et capitaux. P., 1975; Dieterlen G. Essai sur la réligion Bambara. 2nd ed. Brux., 1988; Арсеньев B.P. Бамбара: люди в пере­ходной экономике. СПб., 1997; он же. Бам­бара: от образа жизни к образам мира и про­изведениям искусства. СПб., 2000.

В.Р. Арсеньев.

Связанные статьи