Арабы
АРАБЫ (самоназвание - аль-араб), группа народов, историко-культурная общность, в Западной Азии и Северной Африке. Проживают в Ираке (15 миллион человек, в том числе иракцев 13,3 миллиона человек - 2000, оценка), Саудовской Аравии (18,9 миллион человек, в том числе саудовских арабов 16 миллион человек), ОАЭ (1,1 миллион человек., в том числе Объединённых Арабских Эмиратах арабов 298 тысяч человек), Кувейте (1,5 миллион человек, в том числе кувейтцев 591 тысяч человек), Катаре (302 тысяч человек, в том числе катарцев 80 тысяч человек), Йемене (16,7 миллион человек, в том числе йеменцев 16,2 миллион человек), Омане (1,2 миллион человек, в том числе оманских арабов 1 миллион человек), Бахрейне (401 тысяч человек, в том числе бахрейнцев 394 тысяч человек), Сирии (14 миллион человек, в том числе сирийцев 12 миллион человек), Ливане (2,8 миллион человек, в том числе ливанцев 2,3 миллион человек), Палестине ( 1,9 миллион человек, в том числе палестинцев 1,8 миллион человек), Израиле (израильские арабы, 855 тысяч человек), Иордании (6,5 миллион человек, в том числе иорданцев 1,2 миллион человек), Египте (63,3 миллион человек, в том числе египтян 57,6 миллион человек), Ливии (4,8 миллион человек, в том числе ливийцев 3,2 миллион человек), Тунисе (9,4 миллион человек, в том числе тунисцев 6,4 миллион человек), Алжире (23 миллион человек, в том числе алжирцев 21,6 миллион человек), Марокко (14,7 миллион человек, в том числе марокканцев 11,7 миллион человек), Западной Сахаре (мавры 226 тысяч человек), Мавритании (мавританцы 1,7 миллион человек). Арабские общины имеются также в Иране (хузистанские арабы 1,7 миллион человек), Пакистане (156 тысяч человек), Индии (101 тысяч человек), Индонезии (212 тысяч человек), США (3,7 миллион человек), Мексике (989 тысяч человек), Бразилии (221 тысяч человек), Венесуэле (111 тысяч человек), Аргентине (1,2 миллион человек), Франции (1,9 миллион человек), Германии (221 тысяч человек), Бельгии (178 тысяч человек), России (11 тысяч человек; 2002, перепись) и др.
Реклама
Арабы говорят на локальных диалектах арабского языка. Представители некоторых этноконфессиональных групп Сирии и Ирака сохраняют в быту диалекты одного из арамейских языков; часть населения южного побережья Аравийского полуострова (махра и сокотрийцы в Йемене, шахри, ботхари, харсуси в Омане) говорят на языке южно-периферийной группы семитских языков.
Большинство арабов исповедует ислам: в основном суннитского, а также шиитского (хузистанские арабы, большинство иракцев, часть сирийцев и ливанцев, в том числе друзы и нусайриты, арабы стран Аравийского полуострова и Персидского залива) толка; особое направление ислама представляют ибадиты (оманские арабы). Среди арабов-христиан - копты Египта, марониты Ливана; православные арабы и представители прочих восточно-христианских церквей, включая униатов, проживают в Израиле, а также в Палестине, Иордании, Сирии, Ливане, Ираке и других арабских странах.
Предки арабов - жители Аравийского полуострова (аравитяне), у которых в середина 2-го тысячелетия до нашей эры начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов пустынь и полупустынь (бедуины). В оазисах и долинах развивалось земледелие, возникали торговые поселения. Жителей Центральной и Северной Аравии (в отличие от носителей южноаравийской цивилизации) их соседи, по крайней мере, с 7 века до нашей эры, называли арабов («ариби» ассирийских анналов - от семитского корня, означающего ‘быть пустынным’). Арабские племена делились на «южные» («потомки Кахтана», или йеменитские) и «северные» («потомки Аднана», или низариты). Обе группы расселились по всей территории полуострова и за его пределами, где они участвовали в создании Набатейского царства, Пальмиры и основали государства Гассанидов (у границ Византии) и Лахмидов (у границ Ирана). Появление ислама и создание Халифата привело к консолидации арабских племён и оседлого населения Южной Аравии в единую общность. Во время арабских завоеваний арабы расселились от Центральной Азии до западного побережья Пиренейского полуострова, причём местное население внесло значительный вклад в формирование классической арабо-мусульманской культуры.
Распад Османской империи, в состав которой в 16-17 веках вошли арабские страны, борьба против европейских колониальных держав укрепили самосознание арабов, вызвали к жизни идеи арабского (панарабизм) и мусульманского (панисламизм) единства, с одной стороны, и чувство локального национализма (сирийского, египетского, иракского, йеменского и так далее) - с другой. После 2-й мировой войны возникли общеарабские организации: Лига арабских государств, Арабский общий рынок (1964), Организация арабский стран - экспортёров нефти (1968), Центр арабского промышленного развития (1969, с 1978 года Арабская организация промышленного развития), Арабская организация образования, культуры и науки и др. Современное арабское самосознание сильно политизировано, распространены радикальные течения, отрицающие западную цивилизацию, выступая против неё как внутри арабского мира, так и за его пределами.
Большинство арабов - крестьяне-феллахи, занимающиеся пашенным земледелием в оазисах, долинах и на склонах гор; часть сохраняет кочевое и полукочевое скотоводство. Традиционное жилище кочевников — переносной шатёр. Типичный для Аравии древний дом-башня из камня или сырцового кирпича встречается и в других областях арабского мира. Его вариант - дом-усадьба, в которой жилые и хозяйственные помещения объединены внутри замыкающих стен. Распространены также другие типы многокамерных или однокамерных, глинобитных (часто на деревянном каркасе) или каменных, прямоугольных в плане жилищ с плоской крышей; в Ливане, Сирии, Иордании большая комната такого дома разделена аркой, поддерживающей кровлю. На средиземноморском побережье распространены дома с купольной крышей, на севере Сирии - «сахарные головы» (конусообразные саманные постройки без окон, побелённые извёсткой изнутри и снаружи), на юге Ирака - тростниковые дома и так далее. В планировке любого традиционного жилища арабов обычно предусмотрена «женская половина» (смотри в статье Гарем).
Традиционный мужской костюм арабов восходит к одежде обитателей Аравийского полуострова - широкая туникообразная рубаха с длинными рукавами, распашные плащи с короткими рукавами или без рукавов, тюрбаны, головной платок (куфия), придерживаемый на темени шерстяным шнуром (стал в 20 веке символом арабского единства). Несшитые и сшитые юбки и плечевые накидки - мужская одежда древней Аравии - сохранились на юге полуострова и в ритуальной одежде паломников в Мекку. Под ирано-тюркским влиянием у арабов очень рано распространились сужающиеся книзу штаны на вздёржке, безрукавки, кафтаны, фетровые шапки (смотри Феска). Женская одежда сходна с мужской, отличаясь декором и деталями кроя. Кольца, серьги, ручные и ножные браслеты, носовые запонки, серебряные пояса и другие украшения нередко составляют самую ценную часть личного имущества женщин. В большинстве арабских стран женщины появляются в общественных местах в однотонных платьях и платках, скрывающих фигуру и волосы, и часто с закрытым лицом (смотри Хиджаб). Современная одежда, особенно в больших городах, представляет собой смешение восточных и западных (пиджаки, лыжные шапочки и др.) элементов.
Традиционная пища бедуинов - верблюжье молоко, пресные лепёшки, финики, оседлых арабов — каши, овощи, зелень, козье молоко, кислое молоко, овечий сыр. Мясо арабы едят редко. Соблюдаются мусульманские запреты на свинину, алкоголь и др., пост в месяц рамадан. Традиционный напиток - кофе; с конца 19 века распространяется чай. В 20 веке модель питания арабов резко изменилась: повсеместно употребляют рис, рыбу и др. Сиро-ливанская кухня, объединившая арабские и турецкие традиции, пользуется успехом во многих странах мира.
Сохраняется племенная организация арабов — семейно-родственные патрилинейные группы, приписывающие себе происхождение от единого предка и объединяющиеся в племена во главе с вождями. Поведенческие установки опираются на нормы обычного права, предписывающие родственную солидарность, кровную месть, гостеприимство. Практикуются полигиния (согласно исламским нормам, муж может иметь до 4 жён), ортокузенные браки.
Лит.: Воронина В. Л. Народное жилище арабских стран. М., 1972; Rodinson М. Les Arabes. Р., 1979; Негря Л. В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VII веках М., 1981; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневекового общества. М., 1985; Большаков О. Г. История Халифата. М., 1989. Т. 1: Ислам в Аравии 570-633; Les Arabes du message à l’histoire. Р., 1995; Eickelman D. F. The Middle East and Central Asia: an anthropological approach. 4th ed. Upper Saddle River, 2001.
М.А.Родионов.