Барановские

БарановскиеБАРАНОВСКИЕ, российские изобретатели и предприниматели. Дворяне. Степан (Стефан) Иванович [23.12.1817 (4.1.1818) - 17(29).10.1890], действительный статский советник (1862 год), окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1836 год). С 1843 года профессор кафедры русского языка и литературы Гельсингфорсского университета (в 1853-62 годах - заведующий кафедрой). В 1845 года сконструировал автоматический механический прибор («путемер»), позволявший производить измерение расстояний на местности, углов наклона и поворота пути, автоматически вычерчивать профиль и план пути. Создал планиметр-пантограф оригинальной конструкции (изготовлено 100 экземпляров). Во время инициированной им антиалкогольной кампании в Великом княжестве Финляндском основал Общество умеренности (1848 год), был его первым председателем. В 1852 году издал «Полный географический атлас современного мира» (был лучшим для своего времени атласом на русском языке), в 1860 году - одно из первых в России руководств по сохранению здоровья («Гигиена...»). В конце 1850-х годов изобрёл двигатель, работавший на сжатом газе, - так называемый духовик Барановского; он был установлен на мотовозе (испытан на Николаевской железной дороге в 1862 году) и на подводной лодке И. Ф. Александровского (испытана в 1866 году). С. И. Барановский - один из инициаторов создания в Санкт-Петербурге приютов для женщин, выходящих из тюрем и больниц (первый - в 1862 году; в 1865 году основал также первый ночлежный дом в Санкт-Петербурге). В 1864-1867 годах - чиновник для особых поручений при Государственном контролёре. В 1874 году составил записку с географическим и экономическим обоснованием проекта постройки железной дороги через Саратов, Оренбург, Бухару, вдоль реки Амударья до устья реки Кокша. В 1881 году разработал проект «летуна» - летательного аппарата со складывавшимися крыльями, оснащённого горизонтальными и вертикальными (геликоптерными) винтами. Член РГО (с 1846 года), автор комплексной характеристики Финляндии (в книге «Живописная Россия», том 2, часть 1, 1882 год). Разработал собственную систему идеографического языка (в книге «Идеография. Общий язык для всех народов», 1884 год).

Реклама

Его сын Владимир Степанович [13.9.1846, Гельсингфорс - 7(19).3.1879, Санкт-Петербург], в 1867-75-е годы - инженер на механическом заводе Л. Э. Нобеля, сконструировал казнозарядную винтовку (прошла успешные испытания), 6-ствольную картечницу (пулемёт) скорострельностью 600 выстрелов в минуту, в 1872-75 годах - первые в мире скорострельные пушки (под унитарные патроны калибра 1,5, 2 и 2,5 дюйма), а также станок для сборки унитарных патронов. В конструкции пушек впервые использовал лафет с гидравлическим тормозом и пружинным накатником, затвор с самовзводным пружинным ударником, быстродействующие подъёмный и поворотный механизмы, оптический прицел. Пушки В. С. Барановского использовались в русско-турецкой войне 1877-78 годов (6-орудийная батарея конной артиллерии), приняты на вооружение флота в качестве десантного орудия (1877 год), а также горной артиллерии (1879 год). Основал (совместно с двоюродным братом П. В. Барановским) завод по производству ударных трубок (взрывателей), патронных гильз и другого артиллерийского снаряжения (1877 год). Сконструировал водоотливную машину для работы на золотых приисках, гидропульт для тушения пожаров и др. Погиб при испытании пушки из-за разрыва снаряда в стволе. В конце 19 - начале 20 веков его идеи нашли широкое применение в отечественной и зарубежной артиллерии.

Его двоюродный брат Пётр Викторович [2(14).1.1838, Санкт-Петербург - 30.6(12.7).1896, там же] учился в Санкт-Петербургском технологическом институте. Управлял административно- распорядительной частью завода, созданного совместно с В. С. Барановским (от его вдовы получил права на полное владение заводом; расширил его производство). Усовершенствовал горные и десантные орудия. Его сын Виктор Петрович [27.2(11.3).1877, Санкт-Петербург - 7.3.1940, Финляндия] был совладельцем завода с 1896 года, в 1912 году одним из учредителей Общества механических, гильзовых и трубочных заводов П. В. Барановского (на заводе, перешедшем в собственность Общества; свыше 6 тысяч рабочих в марте 1917 года), с 1913 года также директор правлений Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества, Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов. После Октябрьской революции 1917 году эмигрировал, жил в Финляндии.

Лит.: Шварсалон А. Десантные орудия и шлюпочный станок Барановского // Морской сборник. 1892. Т. 192. №10; Львовский П. Д., Бойков В. И. Изобретатель скорострельной пушки // Артиллерийский журнал. 1948. №11; Соболев Д. А. Рождение самолета: Первые проекты и конструкции. М., 1988.

Н. М. Корнева.