Барба Эудженио

БАРБА (Barba) Эудженио (родился 29.10.1936, Бриндизи, Италия), итальянский режиссёр, педагог. В середине 1950-х годов эмигрировал в Норвегию, поступил в университет Осло. С 1960 года учился в варшавской Театральной школе. В 1962-64 годах стажёр и ассистент Е. Гротовского в «Театре-лаборатории 13 рядов» (город Ополе). По возвращении в Норвегию в 1964 году основал «Один-театр», в 1966 году переехавший в Данию (город Хольстебро) и получивший статус театра-лаборатории. Среди постановок: «Орнитофил» (1965 год), «Каспариана» (1967 год), «Книга танцев» (1974 год), «Приди, и день будет наш» (1976 год), «Пепел Брехта» (1982 год), «Талабот» (1988 год), «Замок Хольстебро» (1990 год), «Мифы» (1998 год). Большое значение Барба придаёт театральной педагогике, физическому и вокальному тренингу актёра - танцора - певца; создал собственную систему, синтезируя опыт Гротовского, К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, Б. Брехта, Ф. Дельсарта и Э. Декру, опираясь на традиции китайской оперы, японского театра кабуки, индийского театра катакхали и других  восточных школ. В центре внимания Барба - биологическая природа актёра как базис для формирования всевозможных актёрских школ, умение в совершенстве владеть энергией тела и сознания. По его мнению, важнейшим инструментом актёра является тело как носитель культурных кодов. «Один-театр» выпускает обучающие фильмы, методические издания, проводит научные семинары. Под лозунгом «третьего театра», возникшим на волне молодёжного движения 1960-х годов и призывов к радикальной театральной революции, Барба стремился объединить коллективы, не примыкавшие ни к традиционным, ни к авангардным течениям. Универсальные законы сценического искусства искал, в частности, во взаимодействии культуры театра с различными традиционными ритуалами деревенских общин (Карпиньяно на юге Италии) или этническими группами (племена Амазонии). В 1979 году Барба основал Интернациональную школу театральной антропологии (ISTA), занимающуюся исследованием основ актёрской техники и объединяющую антропологов, биологов, психологов, театроведов, педагогов и т.п. Автор ряда теоретических работ, переведённых на многие языки мира.

Реклама

Соч.: L’archipel du théâtre. Р., 1982; А dictionary of theatre antropology. L.; N. Y., 1991; The paper canoe. L.; N. Y., 1995.