Барбизонская школа

БАРБИ3ОНСКАЯ ШКОЛАБАРБИ3ОНСКАЯ ШКОЛА, группа французских художников 1830-60-х годов. Получила название от деревни Барбизон, поскольку с ней и прилегающим лесом Фонтенбло было связано творчество её мастеров. Развивая традиции голландского пейзажа 17 века, опыт английских пейзажистов 19 века (Дж. Констебл, Р. Бонингтон) и мастеров французского романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), художники Барбизонской школы внесли выдающийся вклад в развитие пейзажной живописи. Много работая на натуре, в условиях пленэра, они уделяли особое внимание световоздушной среде, фиксируя её меняющиеся состояния и при этом разрабатывая подчёркнуто простые мотивы сельской природы. Красочная гамма этих пейзажей строилась на тщательном подборе тональных валёров, смягчающих слишком резкие цветовые контрасты. Во многих картинах старшего поколения барбизонцев (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз) ещё проступает структура классицистско-романтичного пейзажа с достаточно чётким делением на ближний и дальний планы и патетическими эффектами освещения. Со временем это героическое начало всё заметнее уступает место спокойному лирическому созерцанию, при котором натура обретает тихую задушевность, а атмосфера наделяется ещё большим тональным единством. Эти черты усиливаются в искусстве младшего поколения барбизонцев (самым значительным из них был Ш.Ф. Добиньи).

Реклама

Иногда мастера Барбизонской школы включали в свои пейзажи жанровые и анималистические мотивы (последние особенно характерны для К. Тройона). Близки Барбизонской школе пейзажи К. Коро и поэтический крестьянский жанр Ж.Ф. Милле. Во 2-й половине 19 века Барбизонская школа превратилась уже в интернациональную стилистическую тенденцию, в русле которой работали голландец Я. Йонгкинд, венгерский живописец М. Мункачи, румынский художник Н. Григореску, русские мастера - А. П. Боголюбов, И. П. Похитонов, А. К. Саврасов и Ф. А. Васильев. Пленэрная натурность композиций Барбизонской школы и их сосредоточенный лиризм явились необходимыми предпосылками как импрессионизма, так и трактовки образов природы в живописи символизма.

Лит.: Яворская Н. В. Пейзаж Барбизонской школы. М., 1962; Магито С. Barbizon et les paysagistes du XIX-е [siècle]. Р., 1975; Adams S. The Barbizon school and the origins of impressionism. L., 1994.